ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР ПРОЕКТА
ГЛАВНЫЙ ПАРТНЁР ПРОЕКТА
ПАРТНЁР ПРОЕКТА
НА ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСОТЕ
Если меломан оказывается в Минске в декабре и может провести здесь хотя бы неделю, он непременно погрузится в атмосферу оперного искусства и надолго сохранит одухотворенность Минского международного Рождественского оперного форума. Ныне этот масштабный проект Большого театра Беларуси состоялся в двенадцатый раз. Сказать «состоялся» - ничего не сказать! Слишком формально, эмоционально тускло звучит это слово. Ведь Форум наполнил музыкой сердца слушателей, а его емкая, «красивая» афиша осуществила то, что вообще Беларуси миссионерски свойственно: противостояние разрушительным силам изоляции и разобщения постсоветских деятелей культуры. Форум собрал солистов-вокалистов, дирижеров и даже целые коллективы из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Литвы, России, Узбекистана.
Открыл вокальное пиршество московский театр «Геликон-опера», представивший оперу «Евгений Онегин», как попытку реконструкции постановки К.С. Станиславского 1922 года. Стационарная жесткая декорация избавила от необходимости кардинально менять сценическое пространство. Обновлялись лишь детали: в комнате Татьяны появлялась кровать, в поместье Лариной гости собирались за огромным, уставленным яствами столом, в сцене дуэли возникала зимняя перспектива, а бальную петербургскую залу украшали портреты императоров, которым неожиданно и странно отвешивал поклон взвинчено убегающий Онегин.
Отсутствие свободного пространства вынудило втиснуть в авансцену роскошный полонез, написанный Чайковским как образ блистательного высшего света столицы. На этом фоне одинокий Евгений (Максим Перебейнос), несмотря на внешний лоск, выглядит особенно опустошенно, жалко, убого. Перескочив во времени, танцующие дамы оказались одетыми по моде начала XX века, что вызвало удивление не меньше, чем первое появление Ленского (Игорь Морозов) в цивильных брюках и туфлях (напомним, вместе с Онегиным они прискакали к Лариным верхом и должны бы выглядеть соответственно). Да и вряд ли Ленский прибыл к заснеженному месту дуэли в цилиндре…
Если подобные недоразумения трудно отнести к убедительным в спектакле, то несомненным успехом стали актерские работы. Прежде всего отметим интересные интерпретации хрестоматийных образов. К примеру, «Сцена письма Татьяны» превратилась в целый спектакль, наполненный действиями возбужденно-влюбленной девушки. Она хваталась за гусиное перо, поднимая его высоко над головой, словно наступательное боевое знамя, из-под подушки неожиданно извлекала заветную книгу, герой которой, вероятно, в глазах мечтательной барышни материализовался в образе Евгения. Теряя силы в момент сильнейшего эмоционального всплеска, Татьяна на мгновение прикладывалась щекой к подушке, будто обнимала любимого, потом замирала, чтобы снова воспрянуть и попытаться прочесть судьбу в расплывшемся воске свечи, вылитом в гадальное блюдце. А еще то и дело отхлебывала из чашечки, остужая пыл водицей… Артистка органично исполнила все режиссерские требования, даже то, что заставило ее вопреки всякой логике и «правде образа» опустить голову на плечо Онегина на садовой скамейке.
Ларина (Инна Звеняцкая) предстала барыней, не лишенной капризов, помещицей своевластной. «Пощадите» разбушевавшимся дуэлянтам, обычно звучащее заупокойно молитвенно, она восклицает раздраженно, требовательно ударяя ладошкой по столу.
Ольга (Валентина Гофер) бьет ногами, как раскапризничавшийся ребенок, но особенно передозировали комических красок камердинеру Онегина - Гильо (Евгений Ксенда). Он нарочито провоцирует Зарецкого (Алексей Дедов), отвешивая поклоны, будто находится не на опушке русского леса, а на версальском паркете, брезгливо держит кончиками пальцев дуэльный пистолет.
Зрительских комплиментов удостоились не только солисты, но и хор. При этом невозможно не выделить Михаила Гужова (Гремин). Заслуженные аплодисменты достались дирижеру Валерию Кирьянову, установившему тесный творческий контакт с музыкантами оркестра Большого театра Беларуси.
Белорусскую постановку «Турандот» можно назвать грандиозной. Потрясающие декорации Игоря Гриневича захватили все пространство сцены в ширину, глубину и высоту. Режиссер Михаил Панджавидзе искусно овладел этим пространством, превратив его в отражение жизни людей разных социальных классов, но и метафорически выявив трансформации в душах героев оперы. По мере «очеловечивания» принцессы, оттаивания ее заледеневшей души, Турандот опускается с высоты крепостной стены, а жертвенный подвиг Лиу во имя любви, напротив, возносит ее все выше. Согласно пружине сюжета, ступени «сближают» некоторых героев (Турандот и Калаф), а иных разводят все дальше.
Маэстро Эйюб Кулиев (Азербайджан) преодолел трудности, с которыми сталкивается дирижер, стоящий за пультом незнакомого оркестра (правда, Кулиев уже не раз встречался с белорусскими музыкантами) при воплощении пуччиниевской партитуры, которая в живом рождении не может не захватить. Благодаря оркестру и хору (хормейстер Нина Ломанович) публика сразу очутилась в атмосфере борьбы добра и зла, жестокости и эмпатии, прозы жизни и ее духовного начала. Любовь творит чудеса - вот идейный смысл оперы. Но любовь возвышенная, жертвенная куда глубже самого большого обыденного чувства любви. Не это ли философская «надстройка» сюжета?
Артисты Василий Ковальчук (Тимур), Анастасия Москвина (Лиу), Владимир Громов (Пинг), Юрий Болотько (Понг), Янош Нелепа (Панг), Виктор Менделев (Император) добились раскованности сценического поведения, превратили мизансцены из заведомого режиссерского текста в легкость импровизаций. Тенор Ивана Гынгазова, щедро одаренного природой внешне и голосом, красив и выверен, а обаяние певца совершенно не наигранное. Анастасия Малевич уверенно провела партию Турандот. Ее голос то страстен, но леденяще холоден и зловещ.
Стараниями режиссера и певицы Оксаны Волковой (забегая вперед, скажем, что она осуществила и заключительный «Gala звезд») впервые в программе Рождественского форума появился концерт «Молодые голоса». Он трогательно объединил вокалистов Москвы и Минска, позволив поразмышлять о состоянии и перспективах оперного искусства двух стран. Сцена объединила солистов двух главных столичных театров, а также выпускников молодежной программы Большого театра России. На сей раз «театральность» отступала на второй план - главными средствами сценической выразительности стали музыка и голос, воплощавшие образность персонажей. Пожалуй, это стоило учесть Андрею Селютину, увлекшемуся лицедейством во время исполнения арии прохвоста Базилио «La calunnia» («Севильский цирюльник»).
Тринадцать певцов «подняли» внушительный музыкальный пласт, составленный из произведений западноевропейской и русской классики. Каждое из двух отделений начинали увертюрой: первой стала – к опере Моцарта «Свадьба Фигаро», в качестве второй, задало маршеобразный ритм вступление к «Кармен» (реверанс дирижеру Николаю Колядко).
Прорезая воздух естественной звучностью своего голоса эмоционально напряженно исполнил Дмитрий Шабетя арию Каварадосси («E lucevan le stelle») из оперы Пуччини «Тоска». Профессионально оснащен Максим Лисиин (ария Малатесты «Bella siccome un angelo» из оперы «Дон Паскуале»). Сильный ровный во всех регистрах голос Владислава Зозулько произвел благоприятное впечатление в «Песни варяжского гостя» из оперы Римского-Корсакова «Садко». А нежный, обольстительный голосок Лилит Давтян, расцветающий даже в серьезном пространстве Большого театра Беларуси, легко покорил верхние ноты, пассажи и колоратуры Каватины Норины «Quel guard, il cavaliere» из оперы Доницетти «Дон Паскуале». Публика тепло приняла каждого артиста и покидала зал с превосходным настроением от встречи с молодостью и талантом.
Следующей в афише стояла комическая опера «Любовный напиток» Доницетти. Дирижировал Олег Лесун, предъявивший все богатство красок партитуры и разнообразие нюансов. В спектакле Большого театра Беларуси Анна Моторная создала условия, в которых певцы смогли эффектно развернуться, не выходя из стилистики жанра. Зрители оказались на залитом жарким итальянским солнцем морском побережье, и режиссер с удивительной легкостью, убедительно и изящно провела лирическую тему оперы. Забавен Белькоре Дениса Янцевича, превративший домик для переодевания купальщиц в подобие боевой колесницы, на которой бравый вояка готов штурмовать сердце красотки. А как трогателен Неморино Виктора Менделева! Несколько агрессивный тембр голоса Елены Золовой совпал с издевательской манерой поведения ее Адины. Уж как только она не унижала незадачливого влюбленного: то рассмеется в лицо, то плеснет содержимым рюмки, а то и перевернет на голову бедняге тарелку спагетти. Характер героини выявлен досконально: высокомерная насмешница превращается в ревнивицу, а та – в смирную кошечку, оценившую реалии жизни.
Сильное впечатление проникновенным голосом красивого тембра, ясной дикцией и экспрессивностью актерской игры произвел Магеррам Гусейнов- Дулькамара. Представитель Мариинского театра органично вошел в спектакль, весело обыграв все пластические мизансцены.
Представив на форуме редко исполняемую оперу Россини «Шелковая лестница» дирижер Руслан Баймурзин и артисты Государственного театра оперы и балета Казахстана «Астана-опера» отыскали ликующие лирические звуки. Сверкающие высоты россиниевских фиоритур продемонстрировала Салтанат Ахметова (Джулия). Салтанат Муратбековой вокально обрисовала портрет Лючиллы - салонной дамы, готовой пуститься во все тяжкие чтобы заполучить мужа. Роли Лючиллы и Дормонта по объему небольшие, однако Муратбекова и Руслан Совет в них не стушевались. Азамат Желтыргузов сыграл глуповатого слугу Джермано. Голосовые мелизмы покорились Ержану Саипову (Бланзак), теплота тембра которого доставляла слуху истинное удовольствие. Но некоторое смущение вызвала вокализация Артура Габдиева (Дорваль), чей голос не лишен динамических оттенков, но не отличается изысканностью фразировки и завершенностью пассажей.
«Большой круг» Форума завершил масштабный концерт «Звезды мировой оперы». Прийти на него стоило хотя бы для того, чтобы насладиться прекрасными голосами и получить позитивный эмоциональный заряд. К тому же режиссер и этого концерта Оксана Волкова приготовила публике редкостный подарок. Составляя программу концерта, она обратилась к оперным раритетам, разослала эти ноты, попросив артистов их выучить и, таким образом, воплотила свое желание поделиться с публикой любимыми произведениями, звучащими нечасто. Неоспоримой стратегической удачей было приглашение дирижера Большого театра России Антона Гришанина. Тонкий музыкант, энергичный и собранный маэстро без намека на позерство в считанную пару репетиций, провел корректировку с симфоническим оркестром Большого театра Беларуси. Вместе с артистами он запустил хлещущий каскад арий, знаменитых своей ультра-сложностью.
Сладкозвучный узбекский тенор Рамиз Усманов не скупился на предельные длительности fermata в ариозо Вертера «Pourguoi me reveiller» из одноименной оперы Жюля Массне и Плаче Федерико «E la solita storia» из оперы «Арлезианка» Франческо Чилеа. Великолепием баритона и игрой регистров рельефно передал психологию образа Жерара Владимир Громов (ария «Nemico della patria» из оперы «Андре Шенье» Умберто Джордан. В арии Саломеи «Il est doux, il est bon» из оперы «Иродиада» Жюля Массне объемно и мощно, растворившись в музыке, прозвучала Анастасия Москвина.
Словно соревнуясь совершенными степенями belcanto выступили армянский тенор Тигран Оганян (ария Эдгара «Tombe degl`avi miei… » из оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур») и литовский - Кристиан Бенедикт, полнокровно исполнивший арию Отелло «Datemi ancor l`eburnea mano» из одноименной оперы Верди. Сопоставляя слово и музыку бас-баритон Магеррам Гусейнов передал безмерную поэтическую красоту - всю глубину чувств страдающего короля Филиппа «Ella giammai m`amò» из оперы «Дон Карлос» Верди. Настоящую сочность и подвижность сопрано продемонстрировала Салтанат Ахметова- Царица ночи («Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen» из «Волшебной флейты» Моцарта).
Не забыты также ансамбли, дуэты и хоровые сцены. Иван Гынгазов придал большую силу и страсть Арии Энцо «Cielo e mar!» из оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли и, в партнерстве с темпераментной Оксаной Волковой, дуэту Турриду и Сантуццы «Tu qui. Santuzza?» из «Сельской чести» Пьетро Масканьи. Хор Большого театра Беларуси и Тарас Присяжнюк исполнили Сцену «Per te d`immenso giubilo» из оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. Прозвучали и фрагменты из опер Пуччини «Виллисы» («Angioi di Dio») и «Ласточка» («Bev oil tuo fresco sorriso»).
Однако Форум не ограничился пиршеством сцены. По инициативе Анны Моторной прошла встреча с именитым режиссером, художественным руководителем московского детского музыкального театра имени Н.И. Сац и Президентом Ассоциации музыкальных театров Георгием Исаакяном, которая переросла в своеобразный «Круглый стол» по вопросам современных режиссерских тенденций и репертуарной политики оперных театров.
Прекрасно организованный Форум имел звонкий культурный резонанс, одним из его достижений стало намерение нынешнего Генерального директора Большого театра Беларуси Екатерины Дуловой вернуть под эти своды Международный конкурс вокалистов. Некогда это творческое соревнование вызывало всеобщий интерес артистов и зрителей, в том числе за пределами Беларуси.
Пожелаем успеха!
Александр Максов - член Союза театральных деятелей России, Международного Союза музыкальных деятелей, Российской хореографической ассоциации.
Работал в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета в качестве заведующего театральным музеем и на азербайджанском телевидении в качестве сценариста.
С 1979 года является специальным корреспондентом журнала «Советский балет» (ныне – «Балет»).
Автор сценариев телепередач Аз.ТВ о деятелях музыкального театра, а также балетных либретто.
В 1987 году провел Закавказский, а в 1991 году – Всесоюзный конкурс артистов балета и балетмейстеров «Праздник Терпсихоры», являлся председателем организационного комитета и членом жюри.
Создал в Баку и возглавил Центр оперного и балетного искусства.
С 1991 по 1997 гг. – координатор, артистический директор и член жюри фестиваля «Я люблю балет» в Минске. Координатор международных фестивалей хореографии в Уфе и Чебоксарах.
Выступал с лекциями в Victoria Ballet Academi (Торонто).
В настоящее время заведующий литературной частью Московского государственного театра «Русский балет».
Член экспертного совета премии СТД «Гвоздь сезона».