Новости

Откровение Модеста Мусоргского

 

 

Есть целый ряд композиторских имён, по которым мир узнаёт русскую культуру.
Узнаёт трагическую глубину души через психологизм Чайковского, узнаёт её величие - в колокольной раскатистости и широкой распевности Рахманинова.
Однако, пожалуй, только Мусоргский предъявил всю картину русскости как она есть - в болезни и здравии, в красоте и неприглядности быта. В его операх - весь масштаб и вся драма русской истории, в его героях - все социальные типажи, так легко узнаваемые и сегодня, в его юморе - соль этой земли, в его мелодике - самобытная интонация русской речи. Нет ни одного другого композитора в истории русской музыки, который был бы таким безупречно точным портретистом и таким безжалостным летописцем. И таким искренним ценителем «наивного» - того, что без прикрас, без надстроек, что есть сама природа.
Если вы хотите понять русскую культуру - слушайте Мусоргского. Не потому, что он объяснит вам логику исторических процессов или уложит ментальность в доступную и стройную картину, этого не будет. Он покажет вам людей - не панорамно, а сквозь увеличительное стекло. Вы сможете годами мысленно возвращаться к ним и рассматривать в подробностях, всё с новых и новых сторон. Он покажет, что невозможно понять людей. Но можно вжиться в их переживания, в их образ мыслей, почувствовать их каждым нервом. А люди - это и есть культура. Люди Мусоргского.

"В человеческих массах, как в отдельном лице, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем еще не тронутые: подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовал — вот задача-то! Восторг!" 
Модест Мусоргский

Отсюда такое беспрецедентное влияние музыки Мусоргского на всё последующее столетие и более. И, скорее всего, именно поэтому не может существовать единого «цельного» Мусоргского: большинство его откровений попало в «культурный эфир», благодаря усилиям великого «проводника» Римского-Корсакова, адаптировавшего Мусоргского к реальности и добившегося того, чтобы эти откровения (пусть в «исправленном» виде) дали свои ростки. Зерно откровения всегда сильнее.

Камерная музыка Модеста Мусоргского - бесконечная галерея живых лиц. Лиц, личиков и ликов. Это самое искренне описание детства в музыке. Это самое леденящее душу представление смерти. Это самое тоскливое выражение одиночества. Камерная музыка Мусоргского - это сокровенное. Не для всех, но для каждого.

Перу Модеста Мусоргского принадлежит три вокальных цикла - это многочастные произведения, объединённые общими смысловыми и музыкальными идеями, образным строем и особенностями музыкального языка, собственной драматургией.
И все три цикла - это психологический, образный и музыкально-лексический прорыв для музыки своего времени. «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти». Тема экзистенциального одиночества, тема детства и тема смерти, безусловно, так или иначе возникали в музыке, но то, каким образом они были представлены Мусоргским, стало новым словом, повлиявшим на все последующие поколения. Реальность безысходности, реальность детства и реальность смерти - три темы, раскрытые композитором с непревзойдённым мастерством и искренностью. В этих произведениях предстаёт сам Модест Мусоргский, как никто осознававший тягостность бытия и, вместе с тем, сохранивший непосредственность слышания «правды жизни».

"Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям…, вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться"
Модест Мусоргский


«Детская» (на текст самого композитора; 1868, 1870, 1872) - это мир глазами ребёнка. Не песни, не романсы - вокальные сценки. «Глуп я или нет в музыке, но в «Детской», кажется, неглуп, потому что понимание детей и взгляд на них как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, не должны бы рекомендовать автора с глупой стороны», — писал Мусоргский Стасову. «Детская» была издана в 1873 году (в оформлении Репина) и получила широкое признание у публики. В письме В.Стасову Мусоргский пишет: «В семье милейших Юрковских меня заставили показать деткам мою "Детскую". И обрадовались же детки, а уж маменьки совсем меня захвалили; то же было сделано в Херсоне в семье Бошняков, и тот же эффект, те же восторги».


Ребёнок станет центральной фигурой первой песни цикла «Песни и пляски смерти» на слова А.Голенищева-Кутузова (последний цикл, 1877). Смерть представлена композитором нетипично для музыкального искусства своего времени - не инфернальный дух и не потусторонняя сила, а совершенно реальный участник действительности. Смерть в трактовке Мусоргского страшна не своим обликом, она не кровожадна и не жестока (как отзывался Г.Свиридов, «Смерть у Мусоргского не зло и не добро. Она — стихия, как и жизнь. В ней нет никакого зла, напротив, она несёт сон, покой, избавление от страданий. В ней отсутствует какой-либо социальный элемент, ребенок, пьяный мужичок, солдат или молодая девушка — все равны перед нею»), смерть у Мусоргского страшна той атмосферой, которая повисает вместе со звуками, смерть у Мусоргского поражает обыденностью трагедии.

Тема смерти сопутствовала Мусоргскому всю жизнь, и это всегда находило отражение в его творчестве. Летом 1874 года скоропостижно скончалась Надежда Петровна Опочинина, давний близкий друг Мусоргского. После смерти матери и Виктора Гартмана это была уже третья смерть в кругу близких ему людей. Настроениями глубокого пессимизма, тоски и одиночества проникнуты песни Мусоргского на стихи Голенищева-Кутузова, написанные в этот период в объединённые им в вокальный цикл «Без солнца». Посвящение гласит: «Поэту—музыкант». Мастерски передан здесь внутренний мир человека, окрашенный безысходной печалью.

Все три цикла, а также другие произведения М.Мусоргского, прозвучат в концерте 26 марта 2025 года «Где ты, звёздочка?».

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ