Шарль Гуно
ФАУСТ
опера в 3 действиях Сб | 8 февраля 2025|18:00
Рекомендуемый возраст 12+ Дирижер – Владимир Оводок |
Даты спектакля
|
Либретто Жюля Барбье и Мишеля Карра на основе первой части одноименной трагедии Иоганна Вольфганга Гёте
Дирижер-постановщик – Андрей Иванов
Режиссер-постановщик – обладатель медали Франциска Скорины Анна Моторная
Художник-постановщик (сценография, костюмы) – народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев
Хормейстер-постановщик – народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович
Хореограф, балетмейстер-постановщик – Наталья Москвичева
Ассистент дирижера-постановщика – Владимир Оводок
Художник по свету – Антон Поморев
Компьютерная графика – Евгений Лыткин
Дирижеры – Владимир Оводок, дипломант международного конкурса Юрий Караваев
Исполняется на французском языке с русскими субтитрами
Продолжительность – 3 часа 45 минут с двумя антрактами
Премьера – 21 ноября 2020 года
Доктор Фауст – Сергей Франковский
Молодой Фауст – Юрий Городецкий
Мефистофель – Андрей Валентий
Маргарита – Татьяна Гаврилова
Валентин – Андрей Логвинов (1-е исп.)
Марта – Оксана Якушевич
Зибель – Виктор Менделев
Вагнер – Cергей Лазаревич
Увы, земной недолог путь,
И все ж во власти человека –
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века.
Иоганн Вольфганг Гете
ПРОЛОГ
Старый учёный доктор Фауст на склоне лет понимает, что всё, на что он потратил свои годы не принесло ему главного: поняв законы природы, он так и не смог ими управлять; постигнув устройство бытия, он так и не получил удовлетворения от жизни. Разочарование подсказывает единственный выход – смерть. Реальность резко вторгается в размышления доктора голосами горожан: беззаботные, жизнелюбивые, они воспевают красоту мира и восхваляют Творца. Но эта радость недостижима для Фауста: что может дать ему Бог? Он не вернёт его к полнокровной жизни!
В отчаянии Фауст бросает вызов Создателю и взывает к Сатане, но ждёт ли он, рационалист, что всё изменит простое слово... Окружающее пространство резко трансформируется, наполняется странными вещами и персонажами. Что это? Игра воспалённого сознания, иллюзия или реальность? Обескураженный доктор готов прогнать непрошеных гостей. Мефистофель предлагает выгодную сделку: исполнение любых желаний в обмен на пустяк – душу. Фауст озвучивает своё самое заветное желание – возвращение счастливой юности. Последним доводом дьявола становится искушающее видение прелестной Маргариты – и доктор подписывает договор. Старик вернёт свою пламенную юность, а хозяин преисподней получит его душу в безвременное пользование.
Фауст в эйфории, Мефистофель заинтригован. Игра начинается!
Действие первое
1935 год. На киностудии царит оживление: режиссер Вагнер должен снять сегодня несколько ярких эпизодов –сцены «Ярмарка» и «Карнавал» для экранизации оперы «Faust», эпизод для «Саги о Нибелунгах»… Его планы разрушают непредвиденные обстоятельства. Внезапно для всех на съемочной площадке появляется Валентин, брат Маргариты. Он опечален: уходя на войну, он вынужден оставить свою сестру без присмотра. Маргарита дарит брату медальон, который должен оберегать его во время сражений, Вагнер просит Валентина не беспокоиться понапрасну, а Зибель – юноша, влюбленный в Маргариту, – клянется Валентину, что будет всегда защищать ее. Валентин прощается с Маргаритой.
Вагнер уговаривает всех забыть о печалях и поет шуточную песенку о крысе, но его прерывает внезапно появившийся Мефистофель. Удивлённый возникновением неизвестного, режиссёр поднимает того на смех, но Мефистофеля не унять, он и сам пришёл повеселиться на славу! Сатана поражает воображение присутствующих: интригует своими куплетами, предсказывает скорую смерть Вагнеру, предрекает Зибелю увядание цветов, к которым он посмеет прикоснуться, и предлагает всем великолепного вина, появившегося ниоткуда.
Валентин приходит в ярость: он нападает на странного незнакомца, но оружие ломается в его руке. Все в страхе отступают, понимая, с кем имеют дело…
И всё же Мефистофель не был готов к такому отпору. Появление Фауста, требующего незамедлительной встречи с Маргаритой, заставляет его срочно начинать действовать. Карнавал кружится в вальсе, и в его разгаре появляется Маргарита. Фауст предлагает ей руку, но Маргарита отвергает ухаживания незнакомца и уходит. Фауст очарован и огорчен: девушка отвергла его.
Действие второе
Зибель тайно проникает в сад перед домом Маргариты, чтобы признаться ей в своих чувствах. Он срывает цветы, желая оставить возлюбленной букет, но сбывается проклятие – цветы вянут, как только он к ним прикасается. Тогда юноша омывает руки святой водой и – чудо! – проклятие более не властно над ним.
Мефистофель приводит Фауста к дому Маргариты. Фауст взволнован ожиданием встречи, но дьявол и здесь предлагает свой лучший сценарий: ларец с драгоценностями заставит Маргариту сделать правильный выбор, букеты Зибеля не выдержат конкуренции.
В швейной мастерской фрау Марты работа кипит – девушки должны сшить новую партию костюмов для киностудии. Маргарита поет балладу о Фульском короле, но её мысли далеко: она все время думает о том молодом человеке, который пригласил ее танцевать на площадке киностудии.
Внезапно она замечает цветы от Зибеля, а затем видит ларец. Девушки в восторге! Увы, иллюзия счастья порой так своевременно затмевает реальность.
Появление фрау Марты неожиданно меняет планы Мефистофеля. Его попытки организовать Фаусту романтическое свидание оборачиваются собственной интрижкой с весьма предприимчивой особой.
Наконец-то Фауст наедине с Маргаритой... Юноша не в силах больше скрывать свое чувство. Пылкие и нежные признания Фауста глубоко взволновали девушку. Хитроумный дьявольский план осуществился: девушка поведала звездам о своей любви, и влюблённые сливаются в страстном порыве.
Действие третье
Маргарита всеми покинута: ее оставил Фауст, бывшие подруги зло смеются над ее несчастьем, общество презирает её поступок. Марта разорена и все её мысли о том, как избавиться от девушки с ребенком. Единственная поддержка – Зибель, но и он не находит слов утешения.
Маргарита по-прежнему любит Фауста и готова молиться за него и за его дитя, которое носит под сердцем. Она идет в церковь, но осознание греховных поступков не позволяет ей перешагнуть порог храма. Маргарита обращается с мольбой к Богу, но Мефистофель решает сломить её волю и призывает духов зла. Их голоса повергают девушку в ужас, Сатана проклинает Маргариту.
С войны возвращаются солдаты. На привокзальной площади Валентин встречает Зибеля, но поведение юноши заставляет его усомниться в радости от предстоящей встречи. Валентин вне себя.
К дому Маргариты приходит Фауст, которого мучают угрызения совести. Чтобы заставить его поскорее забыть Маргариту, Мефистофель поет саркастическую серенаду, а его свита разыгрывает вульгарную театральную пастораль. На звуки песни выходит Валентин. Он требует сатисфакции. Мефистофель устранят помехи на своём пути: Валентин убит, Маргарита проклята и доведена до безумия. Фауст в компании дьявола отправляется в элитное кабаре «Вальпургиева ночь» – только наслаждения, только иллюзия и забытье… Но в воображении Фауста всплывает образ его возлюбленной, он пытается разорвать путы Вальпургиевой ночи. Он понимает, что наказание неизбежно, но готов пожертвовать собой ради спасения Маргариты!
Маргарита заключена в темницу: её рассудок помутился, она убила собственного ребёнка, её ждёт казнь.
Фауст глубоко раскаивается в своих поступках, но Мефистофель не намерен сдаваться. Вера и любовь Маргариты, чистота её искренней души сильнее Ада. Силой своей молитвы, готовностью к самопожертвованию Маргарита спасает душу Фауста.
Да воссияет свет Божественной Любви!
Любовь – единственное в природе,
где даже сила воображения
не находит дна и не видит предела!
Иоганн Фридрих Шиллер
Спектакль-лауреат VI республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия» в 2021 году в номинации "Лучший оперный спектакль"