Гаэтано Доницетти
ДОН ПАСКУАЛЕ

опера в 3-х действиях

Ср | 9 октября 2019|19:00

Рекомендуемый возраст 12+

Дирижер – Иван Костяхин

null
Даты спектакля

Либретто Джованни Руффини по мотивам либретто Анджело Анелли «Сэр Марк Антонио»

Дирижер-постановщик – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина

Режиссер-постановщик – обладатель медали Франциска Скорины Михаил Панджавидзе

Художник-постановщик – обладатель медали Франциска Скорины, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Костюченко

Художник по костюмам – Екатерина Шиманович

Хормейстер-постановщик – народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович

Дирижеры – Иван Костяхин, Олег Лесун

Ассистент дирижера – лауреат международных конкурсов Алексей Фролов

Исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами

Продолжительность – 2 часа 30 минут с двумя антрактами

Премьера – 13 декабря 2018 года

 

 

Дон Паскуале – Андрей Селютин

Малатеста – Андрей Клипо

Эрнесто – Андрей Матюшонок

Норина – Виктория Красинская

Нотариус – Илья Певзнер

Дирижер – Иван Костяхин 

I  действие

Сцена первая. В доме Дона Паскуале

Старый богатый холостяк Дон Паскуале ожидает своего друга доктора Малатесту. Старик хочет женить своего племянника Эрнесто на богатой невесте и спровадить из дому, а самому жениться на молодой женщине. Появляется Малатеста, который сообщает, что невеста найдена. Это его сестра. Приходит Эрнесто. Несмотря на угрозы дона Паскуале лишить его средств к существованию и даже жениться самому, оставив его вовсе без наследства, юноша наотрез отказывается от выгодной партии, которую ему нашел дядя. Эрнесто упорно настаивает на своей любви к бедной молодой вдове Норине. Дон Паскуале, оскорбленный упрямством и издевками племянника, лишает его содержания и прогоняет на все четыре стороны.

Сцена вторая. В доме Норины

Норина одна. Она читает письмо, в котором Эрнесто рассказывает о своей ссоре с дядей и предстоящем отъезде. Входит Малатеста. Он посвящает Норину в замыслы Дона Паскуале и предлагает ей проучить старика. Представив ее как свою сестру Софронию – скромницу, воспитанную в стенах монастыря и заключив мнимый брак  между доном Паскуале и Нориной с помощью мнимого нотариуса (своего кузена Карлито), они покажут старику «прелести» семейной жизни с молодой женой. Тогда есть шанс, что Паскуале одумается и согласится на свадьбу племянника с Нориной. Малатеста и Норина репетируют образ наивной и бесхитростной Софронии и обсуждают детали интриги.

II действие

Зал в доме Дона Паскуале

Эрнесто прощается с домом, в котором прошло его детство и юность. Он покидает его навсегда. Дон Паскуале радуется тому, что избавился от племянника и может начать новую жизнь. Малатеста приводит Норину, изображающую набожную невинную девушку. Дон Паскуале очарован ею и просит Малатесту немедленно послать за нотариусом, чтобы заключить брак. Появляется мнимый нотариус Карлито. Для заключения брака нужен свидетель. Неожиданно врывается Эрнесто. Малатеста уговаривает его выступить в роли мнимого свидетеля. После того как все брачные формальности исполнены, Норина преображается. Она резко заявляет о своих правах хозяйки, немедленно превращаясь из скромной невинной девушки в разъяренную, злую и сварливую фурию. Она требует денег, заставляет Дона Паскуале оставить в доме Эрнесто. Дон Паскуале в ужасе.

III  действие

Сцена первая. В доме Дона Паскуале

Через несколько дней после заключения брака дом старого холостяка не узнать. Здесь полно слуг, приказчиков из различных магазинов с товарами и счетами, которые старик должен оплатить. Появляется Норина. Она собирается в театр. Паскуале пытается не пустить ее, но разгневанная жена награждает его тумаками и пощечинами и уходит. Из оброненной записки Паскуале узнает, что его жена сегодня вечером назначила в саду свидание любовнику. Старик уходит, схватившись за голову. Слуги и служанки, нанятые Нориной, продолжают разорять дом Дона Паскуале. Появляются Малатеста и Эрнесто. Эрнесто рассказывает, что трюк с запиской подстроен специально, чтобы сегодня вечером завершить розыгрыш, затем он уходит в сад играть мнимого любовника Софронии на свидании. Появляется Паскуале. Он горько жалуется Малатесте на свою судьбу. От жены он не видит ничего, кроме ругани и тумаков. К себе она его даже близко не подпускает. И в довершение назначает свидание любовникам. Он просит Малатесту помочь застать Софронию врасплох и избавиться от нее, расторгнув брак. Малатеста согласен.

 

 

Сцена вторая. Сад Дона Паскуале

Эрнесто под видом неизвестного любовника Софронии поет серенаду. Она выходит, и влюбленные объясняются между собой. Появляется Паскуале с Малатестой. Эрнесто убегает, а Норина заявляет, что в саду никого не было. План изобличения жены не удался. Паскуале в отчаянии. Он предлагает Норине развестись. Наученный горьким опытом, Паскуале готов навсегда отказаться от мысли о женитьбе. Малатеста в присутствии Дона Паскуале угрожает Софронии тем, что скоро ей придется делить полномочия хозяйки дома с другой женщиной – Нориной, на которой вскоре женится Эрнесто. Софрония негодует и теперь сама требует развода. Ради этого Паскуале теперь готов не только немедленно устроить свадьбу племянника, но и выделить молодым внушительную ренту. Он зовет Эрнесто и требует тотчас же сыграть свадьбу с Нориной.

 

Появляется Эрнесто. Вместе с Нориной и Малатестой они признаются в обмане. Дон Паскуале с облегчением узнает, что весь его брак – фальшивка, а Норина и Софрония – одна и та же женщина. Он прощает всех и желает влюбленным счастья.

 

 

Назад

ПАРТНЕРЫ