Александр Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ
опера в 2-х действиях с прологом и эпилогом Пт | 21 января 2022|19:00
Рекомендуемый возраст 12+ Дирижер – Иван Костяхин |
null Даты спектакля
|
Либретто – Александр Бородин по мотивам поэмы "Слово о полку Игореве"
Дирижер-постановщик – народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов
Режиссер-постановщик – обладатель медали Франциска Скорины Галина Галковская
Художник-постановщик (сценография, костюмы) – народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев
Хормейстер-постановщик – народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович
Хореография – Михаил Фокин
Балетмейстер-постановщик – народный артист Беларуси Юрий Троян
Художник по свету – Ирина Вторникова
Компьютерная графика – Елена Ахременко
Дирижеры – обладатель медали Франциска Скорины Иван Костяхин, Олег Лесун
Консультант по рукописному наследию А.Бородина – кандидат искусствоведения Анна Булычева
Продолжительность – 2 часа 50 минут с одним антрактом
Премьера – 15 сентября 2019 г.
Князь Игорь – Владимир Громов
Ярославна – Анастасия Москвина
Владимир Игоревич – Юрий Городецкий
Князь Владимир Галицкий – Андрей Селютин
Кончак – Андрей Валентий
Кончаковна – Оксана Волкова
Скула – Андрей Клипо
Ерошка – Александр Гелах
Няня Ярославны – Светлана Марусевич
Гзак, половецкий хан – Дмитрий Трофимук
Дружина Галицкого – Александр Гелах, Александр Жуков, Дмитрий Капилов, Андрей Клипо, Александр Краснодубский, Сергей Лазаревич, Янош Нелепа, Дмитрий Трофимук, Денис Янцевич, Юрий Болотько, Дмитрий Шабетя
Пролог.
XII век. Русь стонет от набегов половцев. Народ молится об избавлении от страданий.
Первое действие
Картина первая.
Князь Игорь спешно собирается в поход против половцев. Народ величает Игоря. Внезапно меркнет свет – наступает солнечное затмение. Видя в этом роковое предзнаменование, люди умоляют Игоря отложить поход. Однако князь уверен в правоте своего дела, он идет защищать свою землю от недругов, – за веру и за родину. В этом его долг.
Не могут остановить Игоря и мольбы Ярославны, верной жены и спутницы князя. Игорь утешает ее, просит не беспокоиться и ждать его с победой. Владимиру Галицкому, брату Ярославны, поручает заботу о жене.
Князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход. Два ратника – Скула и Ерошка – незаметно покидают строй. Они бросают доспехи и убегают туда, где «и сытно, и пьяно» – к князю Галицкому.
Картина вторая.
Княжий двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь потешается над выкраденной девушкой, очередной забавой князя, и славит своего хозяина. Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Здесь же находятся и приближённые князя Галицкого – его дружина, в числе которой все недовольные правлением Игоря. Они поддерживают властолюбца Галицкого в его желании занять княжеский трон.
В поисках украденной дочери появляется убитый горем отец девушки, однако охранники Галицкого не дают ему приблизиться к хозяину. Во двор вбегают девушки; они молят Галицкого освободить подругу. Галицкий выгоняет их. Дружина Галицкого продолжает пировать в тереме, а разъярившаяся челядь, подстрекаемая Скулой и Ерошкой, бежит на городскую площадь славить своего добродетеля.
Картина третья.
Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и его дружине, тоска и печаль сжимают её сердце. Тяжёлые раздумья прерывают подруги украденной девушки, к которым присоединяются и остальные женщины Путивля. Они просят княгиню защитить их от произвола Галицкого.
Свидетелем их жалобы становится сам Галицкий, появившийся в тереме сестры. Со свойственной ему грубостью Галицкий начинает разговор с обвинений и унижений и грозит сместить Игоря. Неожиданно для Галицкого княгиня даёт ему отпор.
Бояре приносят Ярославне горестные вести: войско разбито, Игорь и Владимир попали в плен. Княгиня не может поверить в случившееся… Придя в себя, Ярославна возглавляет оборону Путивля. Бояре клянутся Ярославне в верности.
В зал врывается Галицкий во главе своей дружины: бунтовщики требуют сместить Ярославну и посадить на трон Галицкого.
Набатный звон возвещает о новой трагедии: Гзак уже у стен Путивля, горит пригород, пылают подожжённые поля. Переломное событие заставляет каждого сделать свой выбор перед вызовом судьбы. Жители Путивля выбегают на крепостную стену. Галицкий бросает дружину и пытается спастись бегством. Бояре объединяются вокруг Ярославны, готовые защитить княгиню и город.
Действие второе.
Первая картина
В стане Кончака половцы широко празднуют очередной удачный поход на славян. Немало русских пленных привёл с собой хан Гзак.
Дочь хана Кончаковна не может отдаться веселью, все её мысли только о молодом княжиче, сыне Игоря Владимире. В нетерпеливой жажде свидания с ним она отпускает своих прислужниц, надеясь увидеть своего возлюбленного. Таким же желанием одержим и молодой княжич. Наступает ночь. Наконец происходит долгожданная встреча влюбленных. Нежно и пылко клянутся они друг другу в своих чувствах. Однако признание княжича в том, что отец не даёт согласия на их брак, больно ранит Кончаковну и разрушает надежды на счастье. Услышав шаги отца, Владимир спешно прощается с возлюбленной. Кончаковна не оставляет мысли вернуть княжича.
Не находит себе покоя князь Игорь. Не только позор поражения и гибель дружины гнетёт его: страшное зрелище сотен новых пленных, которых пригоняют половцы, и осознание невозможности выступить против врага и защитить свою землю разрывает его сердце. Он знает, что есть лишь один человек, продолжающий верить в возвращение его доблестного имени – верная и любящая жена Ярославна.
Кончак, всячески стараясь сделать Игоря своим союзником, держит его в плену с почестями. Однако Игорь остаётся непреклонным. Желая отвлечь его от тяжких мыслей, Кончак устраивает пышное торжество и отводит Игорю место главного гостя. Открывает праздник любимая дочь хана – Кончаковна.
В роскошных и страстных, стремительных и огненных половецких танцах у каждого своя добыча: Кончаковна увлекает за собой Владимира Игоревича, Кончак торжествует, упиваясь своей властью, Гзак наслаждается мощью половцев... В разгар веселья незаметно для всех Игорь покидает половецкий праздник, но это уже не может омрачить настроение Кончака, – половецкие ханы идут делить добычу.
Глубокой ночью Игорь решает бежать из плена и забирает с собой сына. Половецкий стан спит, но не спит Кончаковна. Одержимая страстью к Владимиру, она не упускает свою добычу.
Вторая картина
Площадь в Путивле. Много времени прошло с момента ухода князя Игоря в поход. Вновь и вновь Ярославна возвращается на место прощания с любимым мужем. Её плач звучит как плач всех женщин, потерявших на поле брани своих мужей, сыновей, любимых.
Бесцельно слоняющиеся по городу Скула и Ерошка первыми замечают приближающегося всадника и узнают в нём Игоря. На их крики сбегается народ и радостно приветствует вернувшегося князя. Ярославна не может поверить своему счастью, она бежит к мужу сквозь шумную толпу.
Народ ждёт княжеского слова, – только оно способно поднять людской дух и вернуть веру в победу.
Эпилог
Народ славит князя Игоря и единство защитников Руси.
.