Сергей Прокофьев
ЗОЛУШКА

балет в 3-х действиях

Сб | 22 января 2022|19:00

Рекомендуемый возраст 6+

Дирижер – Олег Лесун

null
Даты спектакля

Либретто – Юрий Пузаков по мотивам одноименной сказки Шарля Перро

Хореография и постановка – лауреат международного и всесоюзного конкурсов Юрий Пузаков

Дирижер-постановщик – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина

Художник-постановщик – обладатель медали Франциска Скорины, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Костюченко

Художник по костюмам – Элеонора Григорук

Продолжительность – 2 часа 40 минут с двумя антрактами

Премьера – 5 декабря 2009 года

 

 

 

Золушка – Ирина Еромкина

Принц – Олег Еромкин

Фея – Марина Вежновец

Мачеха – Татьяна Уласень

Злюка – Анна Фокина

Кривляка – Виктория Тренкина

 

 

Действие балета переносится в начало ХХ века.

 

Первое действие

Воспитанницы балетной студии — сестры Злюка и Кривляка — готовятся к танцевальному конкурсу, который будет проводиться на балу во дворце Короля. Они убеждены, что таким образом смогут обратить на себя внимание Принца и, возможно, одна из них покорит его сердце. Барышни с остервенением оттачивают свои па у балетного станка. Мамаша, владелица студии, пристально наблюдает за занятием дочерей, задавая и поправляя исполненные ими комбинации. В углу зала раздувает огонь в печи Золушка, дальняя родственница Злюки и Кривляки. Мамаша, которая держит в услужении девушку, загрузила ее непосильной работой по хозяйству. Золушка, не обладая способностями к танцам, с благоговением наблюдает балетный экзерсис. Ей так хочется научиться танцевать! Она пытается повторить увиденные движения, но это получается у нее нескладно и нелепо. Желая проучить зарвавшуюся «замарашку», которая замахнулась на святое, Мамаша, Злюка и Кривляка жестоко наказывают Золушку и указывают на ее место — «на кухне у печи». Неожиданное появление Монахини, собирающей пожертвования для больных и обездоленных, останавливает экзекуцию. Мамаша и сестры требуют, чтобы Монахиня покинула студию. Лишь Золушка отдает ей свою единственную припасенную монетку. Поблагодарив добрую девушку, таинственная незнакомка исчезает.

Подготовка к балу кипит. В зал деловито входят костюмеры, гримеры и парикмахеры. Примеряются костюмы, делаются прически, припудриваются носики. Приглашенный хореограф разучивает с сестрами современные танцы. Все готово. Пора отправляться на бал! Золушка робко просит разрешить ей хоть издали посмотреть на праздник. Но ее желание грубо и с презрением пресекается. Золушка остается одна в своем горьком одиночестве. Грезя о бале, она пытается исполнить танец своей мечты, но он по-прежнему выглядит неуклюжим и приземленным. Устав от хозяйственных хлопот, Золушка в изнеможении засыпает.

Из глубины пространства сцены возникает фигура таинственной Монахини, которая превращается в величественную Фею добра. Фея будит Золушку и призывает к себе подруг — Цариц танца. Ожив из картины «Па-де-катра», висящей на стене студии, персонажи гравюры наделяют Золушку данными балерины: «шаг», «подъем», «вращение», «прыжок». Фея добра, взявшая Золушку под свое покровительство, обещает исполнить ее заветную мечту: теперь она, бывшая замарашка, выступит на Конкурсе танца во дворце Короля! Царицы танца наряжают Золушку в платье невиданной красоты, а Фея дарит ей необыкновенно изящные туфельки, усыпанные бриллиантами. Золушка с восторгом прижимает к груди этот бесценный подарок. Она уже готова мчаться во дворец, но заботливая покровительница останавливает ее. Фея, протягивая Золушке часы на цепочке, наказывает ей помнить о времени, ведь ровно в полночь девушка должна покинуть дворец, иначе все великолепие исчезнет. Золушка в сопровождение Пажа направляется к поданному шикарному авто…

 

Второе действие

Бал в роскошном дворце Короля. Дворецкий ревностно наблюдает за танцами придворных и следит за порядком исполнения всех фигур. При появлении Короля гости склоняются, подчительно его приветствуя. Не найдя среди приближенных Принца, он приказывает найти своего сына. Дворецкий, чтобы отвлечь Короля, предлагает ему полюбоваться «пикантным» танцем придворных дам. Наконец, раздаются звуки фанфар, которые возвещают о прибытии наследника престола. Выходит Принц, поддерживаемый друзьями; его не совсем уверенная походка подтверждает слух о молодежной пирушке, которая затянулась в кабачке. Овдовевший Король, который души не чает в своем сыне, готов простить все его «экстравагантные» выходки.

Объявляется конкурс танца. Злюка и Кривляка — опасные друг для друга конкурентки. Каждая приготовила сопернице «сюрприз»: одна подбросила в туфли камешки, а другая насыпала в платье стриженые волосы. Выступление сестриц провалилось… Снова звучит музыка. Внимание всех дам привлечено к Принцу. Мамаша во всю мочь старается выгодно «пристроить» своих дочерей, но приставание навязчивой семейки надоедает Принцу и он ищет спасения у своих друзей.

Неожиданно яркие лучи света пронизывают дворцовый зал. В ореоле волшебного сияния появляется прекрасная незнакомка, затмившая своим великолепием красоту всех присутствующих дам. Это Золушка! Принц очарован юной красавицей. Кавалеры, охваченные страстным желанием станцевать с незнакомкой, покидают своих партнерш. Завороженный Принц тоже приглашает Золушку на танец. Девушка восхищена его мужественной красотой. Закружившись в страстном вихре танца, Золушка на миг останавливается и просит своего Пажа подержать часы, которые ей дала фея. Напрасно он умоляет девушку не расставаться с ними — Принц увлекает Золушку в танец, и часы остаются у Пажа. В конце вальса Принц склоняется у ног Золушки, которую навсегда полюбил с первого взгляда. Дворецкий, распорядитель бала, объявляет о продолжении конкурса и просит Золушку исполнить свой номер. Ее танец настолько хорош и прелестен, что Король в восторженном порыве лично вручает победительнице «Золотой приз».

В зале подают угощение — апельсиновое мороженое. Набрав множество порций, Мачеха с дочерьми с упоением исполняют свой танец. Их жадность и нахальство вызывают в зале многочисленные насмешки. Принц снова приглашает Золушку на танец. Счастье и радость встречи переполняют их сердца и Золушка, увлеченная своим чувством, забывает о времени. Она не замечает своего Пажа, который пытается напомнить о приближении полуночи. С ударами часов мир красоты вокруг Золушки рушится, оставляя подле девушки лишь свору уродливых нищих, просящих подаяние. Золушка бежит из дворца. Принц, устремившийся вслед за Золушкой, подбирает туфельку, которую она обронила. В отчаянии от потери любимой, Принц рыдает на груди отца…

 

Третье действие

Принц в мучительной тоске. Несмотря на объявленное вознаграждение, розыск Золушки оказался безрезультатным. Принц не сдается и вместе с друзьями отправляется на поиск прекрасной незнакомки. Посетив множество стран, но так и не найдя любимую, Принц возвращается во дворец.   

Золушка дома. Она в плену сладких воспоминаний о встрече с прекрасным принцем. Услышав шум возвращающихся с бала сестер, Золушка прячет туфельку в укромном месте. Сестры шумно обсуждают свои недавние похождения; разгорается ссора. В пылу скандала Злюка обнаруживает туфельку Золушки и у  Мамаши возникает план, как обмануть Принца.

В студии появляется Дворецкий. Он сообщает о скором прибытии Принца, который не оставляет надежду найти свою чудесную гостью. Мачеха призывает дочерей срочно привести себя в порядок — быть может, они (а может и она!?) смогут утешить Принца. Появляется Принц. Он спешит, ведь еще столько женских ножек нужно перемерять. Внезапно Мамаша ставит туфельку Золушки возле своей ноги, готовой к примерке. Но Принц не верит в обман и собирается уходить. Вдруг его внимание привлекает появившийся Паж, указывающий ему на Золушку, которая  забилась в угол. Сердце Принца громко бьется от осознания, что наконец-то нашел ту, которую так долго искал! Взяв за руку Золушку, они направляются во дворец. Мамаша и дочери бранятся и горько рыдают от злобы и зависти.

Золушка и Принц, слившись в едином дыхании, танцуют свой свадебный танец в безразмерном пространстве звездного неба. Фея добра, оберегая влюбленных, всюду сопровождает их по идущей вдаль дороге любви и нежности.

 

Эпилог…

 

Юрий  ПУЗАКОВ

 

Назад

ПАРТНЕРЫ