Александр Бородин
КНЯЗЬ ИГОРЬ

опера в 2-х действиях с прологом и эпилогом

Сб | 14 мая 2022|19:00

Рекомендуемый возраст 12+

null
Даты спектакля

Либретто – Александр Бородин по мотивам поэмы "Слово о полку Игореве"

Дирижер-постановщик – народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов

Режиссер-постановщик – обладатель медали Франциска Скорины Галина Галковская

Художник-постановщик (сценография, костюмы) – народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев

Хормейстер-постановщик – народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович

Хореография – Михаил Фокин

Балетмейстер-постановщик – народный артист Беларуси Юрий Троян

Художник по свету – Ирина Вторникова

Компьютерная графика – Елена Ахременко

Дирижер –   Олег Лесун

Консультант по рукописному наследию А.Бородина – кандидат искусствоведения Анна Булычева

Продолжительность – 2 часа 50 минут с одним антрактом

Премьера – 15 сентября 2019 г.

 

 

 

 

Пролог.

 

XII век. Русь стонет от набегов половцев. Народ молится об избавлении от страданий.

 

Первое действие

Картина первая.

 

Князь Игорь спешно собирается в поход против половцев. Народ величает Игоря. Внезапно меркнет свет – наступает солнечное затмение. Видя в этом роковое предзнаменование, люди умоляют Игоря отложить поход. Однако князь уверен в правоте своего дела, он идет защищать свою землю от недругов, – за веру и за родину. В этом его долг.

 

Не могут остановить Игоря и мольбы Ярославны, верной жены и спутницы князя. Игорь утешает ее, просит не беспокоиться и ждать его с победой. Владимиру Галицкому, брату Ярославны, поручает заботу о жене.

 

Князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход. Два ратника – Скула и Ерошка – незаметно покидают строй. Они бросают доспехи и убегают туда, где «и сытно, и пьяно» – к князю Галицкому. 

 

Картина вторая.

 

Княжий двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь потешается над выкраденной девушкой, очередной забавой князя, и славит своего хозяина. Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Здесь же находятся и приближённые князя Галицкого – его дружина, в числе которой все недовольные правлением Игоря. Они поддерживают властолюбца Галицкого в его желании занять княжеский трон.

 

В поисках украденной дочери появляется убитый горем отец девушки, однако охранники Галицкого не дают ему приблизиться к хозяину. Во двор вбегают девушки; они молят Галицкого освободить подругу. Галицкий выгоняет их. Дружина Галицкого продолжает пировать в тереме, а разъярившаяся челядь, подстрекаемая Скулой и Ерошкой, бежит на городскую площадь славить своего добродетеля.

 

Картина третья.

 

Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и его дружине, тоска и печаль сжимают её сердце. Тяжёлые раздумья прерывают подруги украденной девушки, к которым присоединяются и остальные женщины Путивля. Они просят княгиню защитить их от произвола Галицкого.

 

Свидетелем их жалобы становится сам Галицкий, появившийся в тереме сестры. Со свойственной ему грубостью Галицкий начинает разговор с обвинений и унижений и грозит сместить Игоря. Неожиданно для Галицкого княгиня даёт ему отпор.

 

Бояре приносят Ярославне горестные вести: войско разбито, Игорь и Владимир попали в плен. Княгиня не может поверить в случившееся… Придя в себя, Ярославна возглавляет оборону Путивля. Бояре клянутся Ярославне в верности.

 

В зал врывается Галицкий во главе своей дружины: бунтовщики требуют сместить Ярославну и посадить на трон Галицкого.

 

Набатный звон возвещает о новой трагедии: Гзак уже у стен Путивля, горит пригород, пылают подожжённые поля. Переломное событие заставляет каждого сделать свой выбор перед вызовом судьбы. Жители Путивля выбегают на крепостную стену. Галицкий бросает дружину и пытается спастись бегством. Бояре объединяются вокруг Ярославны, готовые защитить княгиню и город.

 

Действие второе.

Первая картина

 

В стане Кончака половцы широко празднуют очередной удачный поход на славян. Немало русских пленных привёл с собой хан Гзак.

 

Дочь хана Кончаковна не может отдаться веселью, все её мысли только о молодом княжиче, сыне Игоря Владимире. В нетерпеливой жажде свидания с ним она отпускает своих прислужниц, надеясь увидеть своего возлюбленного. Таким же желанием одержим и молодой княжич. Наступает ночь. Наконец происходит долгожданная встреча влюбленных. Нежно и пылко клянутся они друг другу в своих чувствах. Однако признание княжича в том, что отец не даёт согласия на их брак, больно ранит Кончаковну и разрушает надежды на счастье. Услышав шаги отца, Владимир спешно прощается с возлюбленной. Кончаковна не оставляет мысли вернуть княжича.

 

Не находит себе покоя князь Игорь. Не только позор поражения и гибель дружины гнетёт его: страшное зрелище сотен новых пленных, которых пригоняют половцы, и осознание невозможности выступить против врага и защитить свою землю разрывает его сердце. Он знает, что есть лишь один человек, продолжающий верить в возвращение его доблестного имени – верная и любящая жена Ярославна.

 

Кончак, всячески стараясь сделать Игоря своим союзником, держит его в плену с почестями. Однако Игорь остаётся непреклонным. Желая отвлечь его от тяжких мыслей, Кончак устраивает пышное торжество и отводит Игорю место главного гостя. Открывает праздник любимая дочь хана – Кончаковна.

 

В роскошных и страстных, стремительных и огненных половецких танцах у каждого своя добыча: Кончаковна увлекает за собой Владимира Игоревича, Кончак торжествует, упиваясь своей властью, Гзак наслаждается мощью половцев... В разгар веселья незаметно для всех Игорь покидает половецкий праздник, но это уже не может омрачить настроение Кончака, – половецкие ханы идут делить добычу.

 

Глубокой ночью Игорь решает бежать из плена и забирает с собой сына. Половецкий стан спит, но не спит Кончаковна. Одержимая страстью к Владимиру, она не упускает свою добычу.

 

Вторая картина

 

Площадь в Путивле. Много времени прошло с момента ухода князя Игоря в поход. Вновь и вновь Ярославна возвращается на место прощания с любимым мужем. Её плач звучит как плач всех женщин, потерявших на поле брани своих мужей, сыновей, любимых.

 

Бесцельно слоняющиеся по городу Скула и Ерошка первыми замечают приближающегося всадника и узнают в нём Игоря. На их крики сбегается народ и радостно приветствует вернувшегося князя. Ярославна не может поверить своему счастью, она бежит к мужу сквозь шумную толпу.

 

Народ ждёт княжеского слова, – только оно способно поднять людской дух и вернуть веру в победу.

 

Эпилог

 

Народ славит князя Игоря и единство защитников Руси.

 

Назад

ПАРТНЕРЫ