Сергей Прокофьев
ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ

опера в 2 действиях

Чт | 14 декабря 2023|19:00

Рекомендуемый возраст 12+

Спектакль Самарского академического театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича 

Дирижер – Евгений Хохлов

null
Даты спектакля

Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель – лауреат международного конкурса Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик – лауреат международных и всероссийских театральных фестивалей и конкурсов Наталья Дыченко
Художник-постановщик – Елена Соловьёва
Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова
Художник по свету – заслуженный работник культуры РФ Евгений Ганзбург
Художник по компьютерной графике – Владимир Поротькин
Хормейстер-постановщик – лауреат международного конкурса Максим Пожидаев
Хореограф-постановщик – Павел Самохвалов
Ассистент режиссера – Наталья Беляева

 

Опера «Любовь к трём апельсинам»
Композитор Сергей Прокофьев (1891-1953)
Либретто Сергея Прокофьева по мотивам одноименной сказки (1761) Карло Гоцци (1720-1806) в обработке Всеволода Мейерхольда (1874-1940)

«Концерты быстро забываются, в то время как сочинения и в особенности опера, если она успешно поставлена и услышана тысячами людей во всем мире, – подобны памятнику» (Сергей Прокофьев).

Опера «Любовь к трём апельсинам» появилась во многом благодаря творческой дружбе Сергея Прокофьева и Всеволода Мейерхольда. Например, в 1918 году в режиссерской версии Мейерхольда в Петербурге прозвучала опера Прокофьева «Игрок». Тогда же Мейерхольд предложил композитору написать новую оперу по мотивам сказки Карла Гоцци. Ироничность этого сюжета были близки режиссеру (собственно, в 1914-1916 годах он издавал театральный журнал «Любовь к трем апельсинам», в первом номере которого опубликовал в соавторстве с В. Соловьевым и К. Вогаком сценическую версию этой сказки). Для Прокофьева сюжет «Апельсинов» был привлекателен своей сценичностью, оживленностью и яркостью.

Уехав за границу в Чикаго, Прокофьев должен был ставить «Игрока». Однако из-за Гражданской войны сообщение между Америкой и Советской Россией было нарушено, и получить партитуру из Петербурга было трудно. Проще было написать новую оперу, оттого сюжет, предложенный Мейерхольдом, оказался очень кстати. К тому времени, в Америке композитор посетил несколько оперетт, признаваясь, что «все это можно делать в сто раз лучше». Прокофьев признавался: «У меня даже явилось желание написать не оперетту, для этого у меня не хватило бы наглости, но легкую, живую, веселую оперу».

Так родились «Апельсины». Дирижер Чикагского театра, итальянец по происхождению, охотно поддержал Прокофьева, и год спустя в 1919 опера была готова. Однако для премьерного исполнения потребовалось свыше 200 репетиций, поэтому свет рампы «Любовь к трем апельсинам» увидела лишь в 1921 году. Это был эпохальный момент в истории. Впервые создателем либретто, композитором, а также дирижером и сценографом премьеры был один человек – Сергей Прокофьев!

Необычным шагом выглядело решение композитора поручить партии четырех главных персонажей мужчинам. Сам Прокофьев объяснял это так: «Гоцци, как известно, был неравнодушен к прекрасному полу. В его труппе были одни красавицы, и их внешность значила для него больше, чем актерское мастерство. Он прекрасно отдавал себе в этом отчет и поэтому имел в труппе четырех блестящих артистов-мужчин – ведь надо было сохранить репутацию театра и привлечь публику к спектаклю».

В целом сюжет оперы выстроен следующим образом. Главный герой, Принц, медленно погибает от черной меланхолии. Только смех может спасти его. Поэтому на праздник, устроенный по приказу Короля, приглашен Труффальдино – «человек, умеющий смешить». Из-за происков злой волшебницы, Фата Морганы, Принц и Труффальдино оказываются в пустыне, где они крадут три волшебные апельсина у великанши. В каждом апельсине живет принцесса. Одна из них, Нинетта, становится невестой Принца. Счастливые Принц, Нинелла и Труффальдино возвращаются в королевство к посрамлению зложелателей.

Отраженная в музыке стремительность действия, а также невероятные ситуации и забавные приключения нашли у публики восторженный отклик. После премьеры в Чикаго последовали постановки в Нью-Йорке и по всему миру. В 1926 году состоялась первая постановка «Любви к трем апельсинам» Ленинградском театре оперы и балета. Ставили спектакль ученик Мейерхольда Сергей Радлов (1892-1956) и Николай Фореггер (1892-1939) – впоследствии главный режиссер и художественный руководитель Куйбышевского (Самарского) оперного театра (1938-1939). Год спустя состоялась премьера в Большом театре, где среди исполнителей были звезды оперной сцены: Надежда Обухова (Кляриче) и Антонина Нежданова (Нинетта). Современники сравнивали «Апельсины» с «бокалом шампанского, который искрится и пенится», признавая смех «главным действующим лицом» этой оперы.

Юмористическую сторону спектакля отметил главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета, дирижер-постановщик оперы Евгений Хохлов: «В спектакле много колдовства, нечисти, магии. Но сама опера исключительно позитивная, добрая. Она о том, что все неприятности можно преодолевать со смехом, что добро всегда побеждает зло, что верные друзья всегда выручат и придут на помощь».

Сам Прокофьев говорил, что «хотел написать сочинение, которое было бы создано как для глаз, так и для ушей». Интересно, что визуальный компонент был особенно подчеркнут критиками в самарской премьерной постановке оперы «Любовь к трем апельсинам» 2019 года: «Самая сильная сторона самарской постановки – визуальная. Сценограф Елена Соловьёва, художник по костюмам Наталья Земалиндинова, световик Евгений Ганзбург и художник по компьютерной графике Владимир Поротькин поработали на славу, взяв за основу художественный язык столетней давности – кубизм, футуризм и супрематизм вместе и вразнобой обживают сцену, создавая непередаваемую атмосферу торжества "прикольности"» (критик Александр Матусевич); «Спектакль развивается строго по канве либретто, но с изящным оммажем футуризму, который наверняка понравился бы Прокофьеву. Это костюмы - яркие, "оптимистичные", сделанные, в основном, в духе Малевича и его супрематических изысканий» (критик Мария Бабалова).

Спектакль вошёл в лонг-лист Российской национальной премии «Золотая маска»-2021 и получил премию «Онегин» за исполнение партии Труффальдино Анатолием Невдахом.

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР ПРОЕКТА

 

ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

 

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА 



 

 

 

 

Король Треф – Андрей Антонов
Принц – Иван Волков
Труффальдино –  Анатолий Невдах
Панталон – Роман Николаев
Леандр – Максим Сударев
Клариче –  Анна Костенко
Маг Челий – Георгий Шагалов
Фата Моргана – Татьяна Ларина
Смеральдина – Елена Марченко
Принцесса Нинетта – Анастасия Лапа
Принцесса Линетта –  Анастасия Вечёркина
Принцесса Николетта – Екатерина Поздняк
Кухарка – Ренат Латыпов
Фарфарелло – Степан Волков
Глашатай – Артём Камалитдинов
Церемониймейстер – Владислав Новичков

Пролог

В волшебном королевстве спор: какую бы пьесу поставить? Трагедию, драму, фарс? Решено: это будет «Любовь к трем апельсинам»!


Действие первое

Король Треф безутешен: его сын, наследный Принц, болен ипохондрической болезнью. Медики не могут его вылечить. Король вспоминает о целительной силе смеха. Советник короля Панталон зовет шута Труффальдино, и тот получает приказ: устроить праздник, чтобы развеселить Принца.

Тем временем маг Челий, который стремится вернуть мир к добру и справедливости, играет с Фата Морганой, чьи цели противоположны. Ставка – судьба королевства. Челий проигрывает.
А первый министр Леандр, фаворит Фата Морганы, сговаривается с принцессой Клариче, племянницей короля, что они погубят Принца, и трон достанется Клариче. С ними в заговор вступает и служанка Смеральдина.

Труффальдино приводит Принца на праздник, но того ничто не веселит. Вдруг является незваная гостья – Фата Моргана. Труффальдино принимается ее выгонять, а Принц, глядя на это… начинает смеяться! В гневе Фата Моргана накладывает на Принца проклятие: заставляет влюбиться в три апельсина, которые хранятся у колдуньи Креонты под охраной устрашающей Кухарки. Принц немедленно отправляется на поиски апельсинов, взяв с собой Труффальдино.


Действие второе

По дороге Принц и Труффальдино встречают мага Челия и получают от него совет и волшебный бантик, который поможет одолеть Кухарку. Челий помогает героям добраться до Креонты. Пока Труффальдино отвлекает Кухарку бантиком, Принц забирает три апельсина.
На обратном пути Принц, устав, засыпает, а Труффальдино, мучаясь от жажды, открывает два апельсина. Из них появляются заколдованные принцессы Линетта и Николетта. По оплошности Труффальдино они погибают от жажды. Труффальдино убегает, а Принц просыпается и открывает третий апельсин. Из него выходит принцесса Нинетта. Они с Принцем влюбляются друг в друга с первого взгляда. Принц спасает Нинетту, и она остается в живых.

Принц уходит во дворец за нарядом для невесты. В это время Фата Моргана подсылает Смеральдину превратить Нинетту в огромную крысу и занять ее место. Принц возвращается с королем и придворными и обнаруживает обман, но Смеральдина убеждает короля, что Принц обещал жениться именно на ней.

Между тем Челий берет реванш у Фата Морганы. И когда заколдованная Нинетта появляется на свадьбе Принца со Смеральдиной, Челий снимает с нее чары. Всех троих заговорщиков разоблачают и приговаривают к казни, но Фата Моргана их спасает.
Да здравствуют Король, Принц и Принцесса!

 

.

Назад

ПАРТНЕРЫ