АННА КАРЕНИНА

балет в 2 действиях на музыку Петра Чайковского

Ср | 7 февраля 2024|19:00

Рекомендуемый возраст 16+

Дирижер – Николай Колядко

null
Даты спектакля

Либретто Ольги Костель по одноименному роману Льва Толстого

Хореограф, балетмейстер-постановщик – лауреат международных конкурсов Ольга Костель

Художник-постановщик (сценография) – обладатель медали Франциска Скорины, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Костюченко

Художник-постановщик (костюмы) – Нина Гурло

Художник по свету – заслуженный работник культуры Российской Федерации Ирина Вторникова

Ассистенты балетмейстера-постановщика – народный артист Беларуси Игорь Артамонов, обладатель медали Франциска Скорины Анна Фокина, народный артист Беларуси Константин Кузнецов

Дирижеры – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко, Владимир Оводок, Юрий Караваев

Продолжительность – 2 часа 5 минут с одним антрактом

Премьера – 14 ноября 2019 года

 

 

Анна Каренина – Людмила Хитрова 

Вронский – Константин Белохвостик

Каренин – Игорь Артамонов

Левин – Владислав Коляда

Кити – Алина Руденко

Стива – Юрий Ковалев

Долли – Анна Фокина

 

 АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая

ВСЕОБЩЕЕ СМЯТЕНИЕ

 

Годами выстраиваются взаимосвязи между членами семьи, но разрушаются в один момент, необдуманный поступок становится причиной боли и источником хаоса. Интрижка Стивы Облонского с гувернанткой в его собственном восприятии только прибавляет ему привлекательности, и для него непонятна и неожиданна та сила, с которой любящая супруга Долли лишает его уюта и спокойствия. Нужно спасать ситуацию.

В мире неизменно соседствуют несчастье и счастье. Долли Облонская переживает крушение своего дома, а ее сестра Кити завороженно наблюдает, как в ее жизни возводится воздушный замок: блестящий офицер Алексей Вронский, похоже, влюблен в нее и вот-вот сделает предложение. Мечты и восторг первой влюблённости настолько заполняют Кити, что она не видит ничего вокруг, и уж тем более стремящегося к ней Константина Левина. Левина ее пренебрежение лишает равновесия, отныне он 

– один из множества страдающих, сорвавшихся со своих привычных мест людей.

Вокзал – место, где встречаются и расходятся люди и судьбы. Будет ли это столкновение мимолетным или же изменит траектории жизней навечно? Неизвестно, но предчувствие наверняка подскажет, какая встреча будет роковой. Анна Каренина приезжает помочь брату Стиве в семейных делах. Алексей Вронский встречает мать. Однако все отходит на второй план, когда Анна и Алексей видят друг друга. Каждый шаг, каждое движение имеет только одну цель: его должен увидеть тот человек, который станет единственным.

Во время бала Анна и Вронский не замечают никого, кроме друг друга. Кити видит, как рушатся ее замки, и на их месте возникают стыд и боль.

Анна покидает бал, но возможно ли шагнуть за порог собственной страсти? Можно было бы попытаться, если бы Вронский не отличался таким упорством, не следовал за Анной по пятам.

 

 

Картина вторая

ПРИТЯЖЕНИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ

 

Мир Анны все более теряет прежние очертания. Она иными мыслями занята, муж вызывает только неприязнь: «Ах, Боже мой! отчего у него стали такие уши?»

Шаг за шагом наяву происходит давно произошедшее в мыслях и потому неизбежное.

Взволнованная встречей с Вронским, Анна никак не может найти утраченное равновесие. Мужу, Алексею Каренину, не хватает сил совладать с её проснувшейся чувственностью.

Встреча с сыном Сережей возвращает Анну на землю и на какое-то время затмевает Вронского, но как только она остается одна, мысли о Вронском возвращаются. Его присутствие настолько выразительно, что мужа Анна уже просто не замечает. А заметив, отстраняется, теряя почву под ногами.

 

 

Картина третья

СКАЧКИ ЖЕЛАНИЙ

 

Светский салон, мужской клуб, благотворительный совет, круг чиновников, гостиные, приемы: в погоне за своими желаниями люди сходятся и расходятся. Общество бурлит, окружая вниманием того, кто сумел этим вниманием завладеть.

Анна и Вронский – люди светские, они не могут оторваться от привычных для них кругов, поддаются всеобщим стремлениям, но и друг друга не теряют из вида. Погоня за удовольствием и признанием превращается в настоящие скачки. Вронский отчаивается догнать Анну и прекращает преследование.

  

Картина четвертая

ТАНЕЦ НА КРАЮ ПРОПАСТИ 

 

Вронский отстраняется, и Анна понимает, что возможность «жить самой» от нее вот-вот ускользнет. Она отчаянно бросается в танец на краю пропасти запретную любовь. Этой любви тесно в привычных рамках, она вырывается в новые пространства, неустойчивые, наполненные рисками.

Каренин ведет себя вопреки всем ожиданиям света: он добр к Анне, он позволяет возлюбленному жены входить в их дом. Увидев, что его благородство не меняет настроений Анны, Каренин позволяет Вронскому её увезти, но не отпускает сына Сережу.

 

АКТ ВТОРОЙ 

 

Картина первая

 

ЗАБЫТЬЕ И ПРОБУЖДЕНИЕ

 

Европа конца 19 века – парк аттракционов. Анна и Вронский с головой погружаются в карнавал. Сережа Каренин, оставленный на попечение отца, страдает от того, что рядом нет матери. Анна действительно на какое-то время забывает о сыне, наслаждаясь сбывшейся любовью. Однако и сквозь громкие звуки и яркие краски праздника пробивается жизнь со всеми ее противоречиями и трещинами. Анна тоскует без сына, Вронский тяготится Анной. Обоим тяжело признаваться себе в этом, ведь вся жизнь была пущена по пути, проложенному их страстью. Страшно увидеть, что станции назначения ни один из них не знает.

   

Картина вторая

 

СБЫВШЕЕСЯ И СОКРОВЕННОЕ

  

Долли в деревне заново выстраивает дом – пространство, объединяющее людей. Оказывается, мечты о домашнем очаге могут сбываться у тех, кто, пережив крах иллюзий, становится на землю двумя ногами. Кити, безжалостно лишённая воздушного замка, тоже смотрит на мир другими глазами: теперь она замечает Константина Левина, видит в нем опору и позволяет опираться на себя. Под покровом сбывшейся любви становятся явью самые сокровенные желания.

 

Картина третья

 

ПОХОРОНЫ НАДЕЖД И МЕЧТАНИЙ

  

Убегая от пустоты, Анна с Вронским возвращаются в Россию. Они  мечутся между городом и деревней, между Воздвиженским и Петербургом, Воздвиженским и Москвой, окончательно теряя связь и понимание друг друга. Анна одинока, ей некого обнять, она ни в ком не находит отклика, а Вронский в глазах света по-прежнему молодцеватый герой, легкий налет запретной любви делает его только привлекательней. Он на виду и получает от этого удовольствие, за которое он готов платить и тем, что Анна испытывает боль и разочарование. Для света она – падшая женщина, почти никто за этим образом не видит самой Анны. Анна сталкивается с пустотой, которую она пытается заполнить  осколками былой любви.

 

Картина четвертая

 

БЕЗДНА

 

Неотвеченные объятия отбрасывают Анну к себе самой. Она сталкивается с голой действительностью, вид которой невыносим. Любовь, когда-то открывавшая новые пространства, теперь закрывает перед ней все двери. Сын Сережа, единственный, кто может видеть и наполнять ее, для Анны недоступен. Из затворенности в собственном бытии остается единственный выход – в бездну. Не в силах выносить пустоту, Анна выбирает смерть. Жизнь продолжается. 

 

Спектакль-лауреат VI республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия» в 2021 году в номинации «Лучший спектакль балета»

 

Назад

ПАРТНЕРЫ