Николай Римский-Корсаков
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ
музыкальный спектакль в 1 действии по мотивам одноимённой оперы Сб | 2 ноября 2024|11:00
Рекомендуемый возраст 6+ Дирижер – Виталий Грищенко |
Даты спектакля
|
В рамках цикла музыкальных спектаклей для всей семьи «Сказки Пушкина»
Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке Александра Пушкина в редакции Натальи Барановской
Дирижер-постановщик – Виталий Грищенко
Режиссер-постановщик – Наталья Барановская
Балетмейстер-постановщик – Анастасия Голешева
Художник-постановщик (сценография) – Любовь Сидельникова
Художник-постановщик (костюмы) – Екатерина Булгакова
Художник по свету – Людмила Кунаш
В спектакле использованы фрагменты произведений А. Аренского (Сюита №1 соль минор, ор. 7) и Н. Мясковского (Симфония №11 си-бемоль минор, ор. 34)
Продолжительность – 1 час
Премьера – 1 июня 2024 года
Александр Сергеевич Пушкин – Александр Жуков
Николай Андреевич Римский-Корсаков – Дмитрий Червяков
Гвидон – Виктор Менделев
Салтан – Руслан Маспанов
Лебедь-Птица (Царевна-Лебедь) – Мария Булда
Милитриса – Татьяна Петрова
Бабариха, Няня – Оксана Якушевич
Старшая Сестра, Повариха – Елена Таболич
Средняя Сестра, Ткачиха – Ольга Малиновская
Гонец – Александр Краснодубский
Актёры, Актрисы – Марина Лихошерст, Екатерина Михновец, Андрей Матюшонок, Илья Певзнер
Шмель – Кирилл Залесский
Белка – Анастасия Ярмош
Лебедь – Мария Музалевская
Коршун – Даниил Поляков
Пролог
Тик-так-тик-так… Маятник времени начинает движение… Из глубины веков к нам навстречу приходит Поэт, Александр Сергеевич Пушкин. Окружённый своими домочадцами, он начинает сочинять сказку. А если она получается очень интересной и поучительной, то почему бы её не сыграть здесь и сейчас? А что, если через много лет один известный композитор сочинит на этот сюжет самую настоящую оперу?
Тик-так-тик-так… Маятник времени ускоряет свой ход, и на сцене появляется Композитор, Николай Андреевич Римский-Корсаков… Спустя несколько десятилетий он представит миру свою волшебную оперу «Сказка о царе Салтане». С первыми звуками музыки на глазах зрителей происходит театральное чудо: добрая старушка няня Арина Родионовна превращается в зачинщика сказочной интриги – Бабариху, а Екатерина и Александра, сёстры жены Пушкина Натальи Гончаровой, преображаются в завистливых злодеек Ткачиху и Повариху. И начинается самое настоящее представление домашнего театра, где даже слуги и служанки играют свои роли.
1 картина
Деревенская светлица. Молодые девушки похваляются друг перед другом и мечтают о том, что каждая из них бы сделала, если б вдруг стала царицей.
Царь, проходивший мимо, остановился у дверей светлицы, чтобы расслышать, о чём же говорят сёстры. Вот, старшая сулит устроить пир на весь мир, средняя - наткать полотна, а младшая, Милитриса, обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Всем велено следовать во дворец, чтобы стать: Милитрисе - царицей, а её сёстрам - Поварихой и Ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Бабариха придумывает план: когда царь уедет на войну, а царица тем временем родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту со словами "родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". В назначенный момент сёстры заманивают в дом гонца и, напоив его хорошенько, подменяют грамоту.
2 картина
Царский двор в Тмутаракани. Счастливая Милитриса, бояре, няньки-мамки окружают заботой маленького наследника Гвидона. Неожиданно в царские палаты вваливается пьяный Гонец с грамотой от царя. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём Салтаном, и рассказывает о "хлебосольной бабушке", накормившей его досыта и напоившей допьяна. Дьяки читают царскую грамоту: "Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод". Все в недоумении. Милитриса в отчаянии. Сёстры и Бабариха не ожидали такого ужасного решения Салтана, но каяться и помогать Милитрисе не спешат. Няньки передают матери маленького царевича Гвидона.
Выкатывают огромную бочку. Бояре, стыдливо пряча глаза, выполняют приказ царя… Плач царицы сливается с шумом набегающих волн.
3 картина
Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. Постепенно море успокаивается и выбрасывает бочку на берег. Из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: "бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней". Гвидон убивает страшного хищника из лука. Перед изумлёнными царицей и царевичем предстает волшебница Лебедь-птица. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает "отплатить ему добром" и открывает свою тайну: "Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил". Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету…
На рассвете из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец, где отныне в благодарность за избавление от злого чародея, будет княжить Гвидон…
4 картина
Берег острова Буяна. Гвидон провожает гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед юный князь. Он жалуется Лебедь-птице, что прискучили ему все чудеса острова, а хочет он видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и превращает Гвидона в шмеля. Гвидон улетает догонять корабль.
5 картина
Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан чаёвничает, он грустен. Около него Повариха, Ткачиха, Бабариха. Торговые гости приносят царю вести о заграничных землях и передают привет от князя Гвидона, с восторгом рассказывают о чудесах, виденных ими в свете: превращение пустынного острова в красивый город Леденец, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря. Повариха и Ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а Шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. Желание царя Салтана посетить чудесный остров становится всё сильнее, но Бабариха не хочет этого допустить, она заводит рассказ о самом удивительном из чудес – о прекрасной царевне, которая красотой "днём свет божий затмевает, ночью землю освещает". И тут Шмель жалит Бабариху в самый глаз! Она кричит, начинается общий переполох, все ловят Шмеля, но он благополучно улетает.
6 картина
Берег острова Буяна. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он призывает Лебедь-птицу и просит разыскать ему волшебную девицу, чтобы та стала его женой. Не сразу Лебедь выполняет его просьбу, ведь «жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь и за пояс не заткнёшь...» Но Гвидон непреклонен, он желает жениться на царевне. И тогда Лебедь-птица превращается в девушку ослепительной красоты. Молодые люди счастливы. Гвидон и Царевна просят Царицу Милитрису благословить их союз.
К берегу пристаёт корабль Салтана. Гвидон просит мать и жену обождать их в тереме. Юноше необходимо самому поговорить с отцом и понять, почему царь поступил с ними так жестоко. Царь Салтан рассказывает молодому князю историю своей несчастной любви… Милитриса возвращается, и Салтан не верит своим глазам: перед ним его любимая жена! Царь склоняет перед ней колени. Милитриса прощает мужа. Гвидон обнимает отца… Вся семья в сборе. Ткачиха, Повариха и Бабариха падают в ноги царю, моля о прощении. Милитриса просит мужа не наказывать злодеек, и Царь на радостях соглашается.
В честь счастливого события звонят колокола – финальным радостным хором завершается наша сказка.
.