Николай Римский-Корсаков
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ

музыкальный спектакль в 1 действии по мотивам одноимённой оперы

Сб | 2 ноября 2024|11:00

Рекомендуемый возраст 6+

Дирижер – Виталий Грищенко

Даты спектакля

В рамках цикла музыкальных спектаклей для всей семьи «Сказки Пушкина» 

 

Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке Александра Пушкина в редакции Натальи Барановской

Дирижер-постановщик – Виталий Грищенко

Режиссер-постановщик – Наталья Барановская 

Балетмейстер-постановщик – Анастасия Голешева

Художник-постановщик (сценография) – Любовь Сидельникова

Художник-постановщик (костюмы) – Екатерина Булгакова

Художник по свету – Людмила Кунаш

В спектакле использованы фрагменты произведений А. Аренского (Сюита №1 соль минор, ор. 7) и Н. Мясковского (Симфония №11 си-бемоль минор, ор. 34)

Продолжительность – 1 час

Премьера – 1 июня 2024 года 

 

 

Александр Сергеевич Пушкин – Александр Жуков

Николай Андреевич Римский-Корсаков – Дмитрий Червяков

Гвидон – Виктор Менделев

Салтан – Руслан Маспанов

Лебедь-Птица (Царевна-Лебедь) – Мария Булда

Милитриса – Татьяна Петрова

Бабариха, Няня – Оксана Якушевич

Старшая Сестра, Повариха – Елена Таболич

Средняя Сестра, Ткачиха – Ольга Малиновская

Гонец – Александр Краснодубский

Актёры, Актрисы – Марина Лихошерст, Екатерина Михновец, Андрей Матюшонок, Илья Певзнер

Шмель – Кирилл Залесский

Белка – Анастасия Ярмош

Лебедь – Мария Музалевская

Коршун – Даниил Поляков

 

 

Пролог

 

Тик-так-тик-так… Маятник времени начинает движение… Из глубины веков к нам навстречу приходит Поэт, Александр Сергеевич Пушкин. Окружённый своими домочадцами, он начинает сочинять сказку. А если она получается очень интересной и поучительной, то почему бы её не сыграть здесь и сейчас? А что, если через много лет один известный композитор сочинит на этот сюжет самую настоящую оперу? 

 

Тик-так-тик-так… Маятник времени ускоряет свой ход, и на сцене появляется Композитор, Николай Андреевич Римский-Корсаков… Спустя несколько десятилетий он представит миру свою волшебную оперу «Сказка о царе Салтане». С первыми звуками музыки на глазах зрителей происходит театральное чудо: добрая старушка няня Арина Родионовна превращается в зачинщика сказочной интриги – Бабариху, а Екатерина и Александра, сёстры жены Пушкина Натальи Гончаровой, преображаются в завистливых злодеек Ткачиху и Повариху. И начинается самое настоящее представление домашнего театра, где даже слуги и служанки играют свои роли.

 

1 картина

 

Деревенская светлица. Молодые девушки похваляются друг перед другом и мечтают о том, что каждая из них бы сделала, если б вдруг стала царицей.

 

Царь, проходивший мимо, остановился у дверей светлицы, чтобы расслышать, о чём  же говорят сёстры. Вот, старшая сулит устроить пир на весь мир, средняя - наткать полотна, а младшая, Милитриса, обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Всем велено следовать во дворец, чтобы стать: Милитрисе - царицей, а её сёстрам - Поварихой и Ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Бабариха придумывает план: когда царь уедет на войну, а царица тем временем родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту со словами "родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". В назначенный момент сёстры заманивают в дом гонца и, напоив его хорошенько, подменяют грамоту.

 

2 картина

 

Царский двор в Тмутаракани. Счастливая Милитриса, бояре, няньки-мамки окружают заботой маленького наследника Гвидона. Неожиданно в царские палаты вваливается пьяный Гонец с грамотой от царя. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём Салтаном, и рассказывает о "хлебосольной бабушке", накормившей его досыта и напоившей допьяна. Дьяки читают царскую грамоту: "Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод". Все в недоумении. Милитриса в отчаянии. Сёстры и Бабариха не ожидали такого ужасного решения Салтана, но каяться и помогать Милитрисе не спешат. Няньки передают матери маленького царевича Гвидона. 

 

Выкатывают огромную бочку. Бояре, стыдливо пряча глаза, выполняют приказ царя… Плач царицы сливается с шумом набегающих волн.

 

3 картина

 

Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. Постепенно море успокаивается и выбрасывает бочку на берег. Из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: "бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней". Гвидон убивает страшного хищника из лука. Перед изумлёнными царицей и царевичем предстает волшебница Лебедь-птица. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает "отплатить ему добром" и открывает свою тайну: "Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил". Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету… 

 

На рассвете из  утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец, где отныне в благодарность за избавление от злого чародея,  будет княжить Гвидон…

 

4 картина

 

Берег острова Буяна. Гвидон провожает гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед юный князь. Он жалуется Лебедь-птице, что прискучили ему все чудеса острова, а хочет он видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и превращает Гвидона в шмеля. Гвидон улетает догонять корабль.

 

5 картина

 

Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан чаёвничает, он грустен. Около него Повариха, Ткачиха, Бабариха. Торговые гости приносят царю вести о заграничных землях и передают привет от князя Гвидона, с восторгом рассказывают  о чудесах, виденных ими в свете: превращение пустынного острова в красивый город Леденец, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря. Повариха и Ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а Шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. Желание царя Салтана посетить чудесный остров становится всё сильнее, но Бабариха не хочет этого допустить, она заводит рассказ о самом удивительном из чудес – о прекрасной царевне, которая красотой "днём свет божий затмевает, ночью землю освещает". И тут Шмель жалит Бабариху в самый глаз! Она кричит, начинается общий переполох, все ловят Шмеля, но он благополучно улетает.

 

6 картина

 

Берег острова Буяна. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он призывает Лебедь-птицу и просит разыскать ему волшебную девицу, чтобы та стала его женой. Не сразу Лебедь выполняет его просьбу, ведь «жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь и за пояс не заткнёшь...»  Но Гвидон непреклонен, он желает жениться на царевне. И тогда Лебедь-птица превращается в девушку ослепительной красоты. Молодые люди счастливы.  Гвидон и Царевна просят Царицу Милитрису благословить их союз.

 

К берегу пристаёт корабль Салтана. Гвидон просит мать и жену обождать их в тереме. Юноше необходимо самому поговорить с отцом и понять, почему царь поступил с ними так жестоко. Царь Салтан рассказывает молодому князю историю своей несчастной любви… Милитриса  возвращается, и Салтан не верит своим глазам: перед ним его любимая жена! Царь склоняет перед ней колени. Милитриса прощает мужа. Гвидон обнимает отца… Вся семья в сборе. Ткачиха, Повариха и Бабариха падают в ноги царю, моля о прощении. Милитриса просит мужа не наказывать злодеек, и Царь на радостях соглашается.

 

В честь счастливого события звонят колокола – финальным радостным хором завершается наша сказка.

 

.

 

Назад

ПАРТНЕРЫ