Вольфганг Амадей Моцарт
СВАДЬБА ФИГАРО
опера в 2 действиях Сб | 15 февраля 2025|18:00
Рекомендуемый возраст 12+ Дирижер – Юрий Караваев |
Даты спектакля
|
Либретто Лоренцо да Понте по сюжету второй части трилогии Пьера де Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро" в русском переводе Петра Чайковского и Марии Павловой
Режиссер-постановщик – Михаил Кисляров
Хормейстер-постановщик – народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович
Художник-постановщик – Олег Скударь
Художник по костюмам – Ольга Ошкало
Художник по свету – Владимир Ивакин
Ассистент художника – Татьяна Байдалова
Ассистент художника по костюмам – Мария Мороз
Дирижеры – дипломант международного конкурса Юрий Караваев, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко, Виталий Грищенко
Исполняется на русском языке с русскими и английскими субтитрами
Продолжительность – 2 часа 50 минут с одним антрактом
Премьера – 4 сентября 2016 года
Постановка 2021 года. Премьера в Воронежском театре оперы и балета состоялась 30 мая 2021 года.
Творение великого композитора даёт возможность в наши дни наполнить спектакль драматическими смыслами и интересными авторскими решениями. Для осуществления постановки «Свадьбы Фигаро» Моцарта театр пригласил Михаила Бычкова – драматического и оперного режиссёра, художественного руководителя Воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля искусств. Михаил Владимирович Бычков так отозвался о своей работе:
– На мой взгляд, хоть это и называется комической оперой, «Свадьба Фигаро» содержит в себе не столько комедию, сколько огромный спектр человеческих чувств. Моцарт написал эту чудесную музыку в 1786 году, и сегодня мы продолжаем выражать через неё свои переживания – потому что продолжает жить любовь, люди продолжают страдать от измен, добиваться возлюбленных. Это не просто забавная комедия положений – это глубокая, содержательная история, в которой содержится огромный эмоциональный диапазон.
Предложенное режиссёрское решение спектакля позволяет оправдать заложенный в музыкальной партитуре накал страстей чрезвычайными обстоятельствами, в которые волей судеб попадают герои. Неудивительно, что действие перенесено в одну из европейских держав, втянутых в театр военных действий Первой мировой XX века. События развиваются на стыке окончания войны и возвращения к мирной жизни.
В 2021 году спектакль принимал участие в специальной программе Международного Платоновского фестиваля искусств «Воронежский кейс».
Опера «Свадьба Фигаро» получила 6 номинаций на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» сезона 2020-2021 годов. На премию номинирована сама постановка в категории «лучший спектакль в опере». Дирижёр-постановщик спектакля, народный артист России Феликс Коробов удостоен номинации «опера/работа дирижёра». Режиссёр-постановщик оперы, художественный руководитель Международного Платоновского фестиваля искусств и Воронежского Камерного театра Михаил Бычков получил номинацию «опера/работа режиссёра». Сразу две приглашённые на спектакль московские солистки номинированы в категории «опера/женская роль» – это Екатерина Лукаш, исполнившая партию Керубино, и Наталья Петрожицкая, исполнившая партию графини Розины. Художник-постановщик спектакля Алексей Вотяков номинирован в категории «Работа художника в музыкальном театре».
Граф – Денис Янцевич
Графиня – Татьяна Третьяк
Фигаро – Андрей Клипо
Сюзанна – Ирина Кучинская
Керубино – Марина Лихошерст
Бартоло – Олег Мельников
Марцелина – Екатерина Михновец
Базилио – Янош Нелепа
Курцио – Юрий Болотько
Антонио – Владислав Зозулько
Барбарина – Мария Булда
Первое действие
1-я картина
Один безумный день в доме графа и графини Альмавива начинается с приготовлений к свадьбе горничной Сюзанны и камердинера Фигаро. От невесты Фигаро узнает, что граф задумал соблазнить ее. В ярости Фигаро клянется расстроить замыслы сластолюбца.
Браку также стараются помешать доктор Бартоло и Марцелина. Влюбленная в Фигаро, она под угрозой суда хочет заставить его выполнить долговое обязательство — либо вернуть деньги, либо жениться на ней.
Случайно встретившись, Марцелина и Сюзанна осыпают друг друга колкостями. В своей комнате девушка встречает юного пажа Керубино, который объясняется ей в любви, не забывая и о своем горе – граф застал его у Барбарины, дочери садовника Антонио, и велел убираться из дома.
Во время их разговора неожиданно появляется граф. Керубино в ужасе едва успевает спрятаться. Альмавива снова пытается соблазнить Сюзанну. Внезапно в комнату входит учитель музыки, интриган и сплетник Базилио, который пытается отобрать у Сюзанны романс, написанный Керубино для графини. Охваченный ревностью, граф выходит из своего укрытия и, обнаружив пажа в комнате, впадает в еще большую ярость, когда понимает, что тот был свидетелем разговора с Сюзанной.
Слуги и крестьяне во главе с Фигаро собираются, чтобы вознести графу хвалу по поводу отмены его же приказа о праве первой ночи. Альмавива лицемерно просит на время отложить свадьбу и приказывает Керубино незамедлительно отправляться на военную службу.
2-я картина
Графиня глубоко переживает равнодушие и неверность мужа. Вместе с Фигаро и Сюзанной она решает проучить графа – горничная должна пообещать ему свидание, но вместо нее на встречу явится Керубино. Для этого пажа переодевают в женское платье.
Внезапный приход графа приводит женщин в смятение. Графиня прячет Керубино в соседней комнате. Полный ревнивых подозрений, граф требует отпереть дверь и после решительного отказа графини уходит вместе с ней на поиски подходящего для взлома инструмента. Сюзанна выпускает Керубино, в страхе выпрыгивающего с балкона, и занимает его место.
Вернувшаяся чета Альмавива с удивлением обнаруживает за запертой дверью Сюзанну. Граф вынужден с раскаянием просить у жены прощения. Появляется Фигаро, приглашающий всех на праздник. Неожиданно все омрачает появление садовника Антонио с разбитым цветочным горшком – по его словам кто-то спрыгнул с балкона и сломал цветы. Ситуацию снова спасает находчивый Фигаро, который к неудовольствию графа все берет на себя.
Все готово к свадьбе, но тут появляются Бартоло, Марцелина и Базилио. Они предъявляют Фигаро иск, и довольный граф объявляет, что свадьба откладывается.
Второе действие
1-я картина
Сюзанна обещает графу свидание этой ночью. Он вне себя от страсти до тех пор, пока случайно не слышит, как Сюзанна сообщает жениху о выигранном иске. В ярости и гневе Альмавива клянется отомстить.
Графиня мечтает вернуть любовь мужа и решает принять участие в интриге: она наденет платье Сюзанны и сама пойдет на ночное свидание.
Судья Дон Курцио решает иск в пользу Марцелины. Граф уже готов торжествовать, но тут внезапно выясняется, что Фигаро — похищенный в детстве, родной внебрачный ребенок Марцелины и Бартоло. Счастливые родители решают устроить этим вечером две свадьбы – свою и вновь обретенного сына.
Под диктовку графини Сюзанна пишет любовную записку – ее должна передать графу во время праздника Барбарина. Появляются молодые крестьянки, среди которых – переодетый Керубино. Юного пажа разоблачает садовник. Граф вне себя от того, что Керубино ослушался его приказа. Барбарина, очень некстати напоминая графу, что тот обещал исполнить любое ее желание, просит отдать ее замуж за Керубино. Альмавива снова вынужден уступить.
2-я картина
Фигаро посмеивается над своим господином, уколовшимся булавкой из какой-то записки, которую ему передала дочь садовника. Каково же его удивление, когда позже он встречает плачущую Барбарину, потерявшую эту булавку – оказывается, это знак согласия графа на свидание с Сюзанной. Потрясенный обманом, Фигаро обличает всех женщин и решает, устроив засаду, застать с поличным невесту и хозяина.
Появляются обменявшиеся нарядами Сюзанна и графиня. После ошеломляющих признаний графа, мстительных ожиданий Фигаро, ревнивых подозрений Сюзанны и еще многих-многих недоразумений все распутывается. Потрясенный граф узнает свою супругу в наряде Сюзанны и во второй раз за этот безумный день молит жену о прощении. Все заканчивается веселым празднованием трех свадеб: Фигаро и Сюзанны, Бартоло и Марцелины, а также юных Керубино и Барбарины.
Постановка 2021 года. Премьера в Воронежском театре оперы и балета состоялась 30 мая 2021 года.
Творение великого композитора даёт возможность в наши дни наполнить спектакль драматическими смыслами и интересными авторскими решениями. Для осуществления постановки «Свадьбы Фигаро» Моцарта театр пригласил Михаила Бычкова – драматического и оперного режиссёра, художественного руководителя Воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля искусств. Михаил Владимирович Бычков так отозвался о своей работе:
– На мой взгляд, хоть это и называется комической оперой, «Свадьба Фигаро» содержит в себе не столько комедию, сколько огромный спектр человеческих чувств. Моцарт написал эту чудесную музыку в 1786 году, и сегодня мы продолжаем выражать через неё свои переживания – потому что продолжает жить любовь, люди продолжают страдать от измен, добиваться возлюбленных. Это не просто забавная комедия положений – это глубокая, содержательная история, в которой содержится огромный эмоциональный диапазон.
Предложенное режиссёрское решение спектакля позволяет оправдать заложенный в музыкальной партитуре накал страстей чрезвычайными обстоятельствами, в которые волей судеб попадают герои. Неудивительно, что действие перенесено в одну из европейских держав, втянутых в театр военных действий Первой мировой XX века. События развиваются на стыке окончания войны и возвращения к мирной жизни.
В 2021 году спектакль принимал участие в специальной программе Международного Платоновского фестиваля искусств «Воронежский кейс».
Опера «Свадьба Фигаро» получила 6 номинаций на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» сезона 2020-2021 годов. На премию номинирована сама постановка в категории «лучший спектакль в опере». Дирижёр-постановщик спектакля, народный артист России Феликс Коробов удостоен номинации «опера/работа дирижёра». Режиссёр-постановщик оперы, художественный руководитель Международного Платоновского фестиваля искусств и Воронежского Камерного театра Михаил Бычков получил номинацию «опера/работа режиссёра». Сразу две приглашённые на спектакль московские солистки номинированы в категории «опера/женская роль» – это Екатерина Лукаш, исполнившая партию Керубино, и Наталья Петрожицкая, исполнившая партию графини Розины. Художник-постановщик спектакля Алексей Вотяков номинирован в категории «Работа художника в музыкальном театре».