27 и 28 ноября прошла премьера балета "Тристан и Изольда" на музыку Рихарда Вагнера.
"…Так как за всю мою жизнь я ни разу не вкусил полного счастья от любви, то я хочу этой прекраснейшей из всех грез воздвигнуть памятник – драму, в которой эта жажда любви получит полное удовлетворение. У меня в голове – план "Тристана и Изольды", – произведение совсем простое, но в нем ключом бьет сильнейшая жизнь; и в складках того "черного знамени", которое разовьется в развязке, я хочу завернуться и умереть..."
Эти, давно ставшие известными, слова Вагнера из письма другу, композитору Ференцу Листу – своеобразный эпиграф величайшему из гимнов любви и смерти, гениальному по силе воздействия музыки и мастерству выражения, самому загадочному и магически–притягательному шедевру байройтского мастера – опере "Тристан и Изольда". Популярная средневековая легенда о любви рыцаря и королевы в эпоху романтизма обрела иное звучание, благодаря множеству новых тем и идей. Томления любви и чувство долга, мистика ночи и страстная жажда смерти стали трагическими лейтмотивами оперы, найдя воплощение в бессмертной музыке Вагнера.
Эта музыка – вечный источник вдохновения не только для оперных солистов, но и для артистов балета. К "Тристану и Изольде" белорусский балет обращался не раз – известны хореографические миниатюры "Безумный Тристан" в 1944 году, "Тристан" в 1958, одноактный балет "Тристан и Изольда" 1963 года. Последняя постановка отличалась некоторой сдержанностью и лаконичностью сценического решения, импровизационными черно–белыми безэмоциональными контурами пластической картины и абсолютным, безусловным приоритетом стихии вагнеровской звуковой бездны под управлением дирижера Татьяны Коломийцевой. Роль Тристана в этом балете стала первой сольной партией, исполненной молодым танцовщиком Юрием Трояном.
"Впервые встретившись с музыкой Рихарда Вагнера в балетном спектакле, я был ошеломлен, – вспоминает артист, – скажу больше, в лучшие моменты своей жизни я вспоминал именно эту музыку. Потом этот балет ушел из репертуара, но воспоминания о нем остались где–то глубоко, как первая любовь. И сегодня появилась возможность реализовать давнюю мечту – вернуться к музыке Вагнера и воплотить в хореографии свое видение этой музыки и сюжета…"
В нынешней постановке художественный руководитель балета, народный артист Беларуси Юрий Троян выступает как автор либретто и музыкальной редакции, хореограф и постановщик. Одноактный спектакль включает Пролог и 3 картины, музыка – оркестровые вступления к трем действиям оперы. Сюжет не излагается подробно, взят определенный срез истории – позади убийство Тристаном Морольда. жениха Изольды, спасение Тристана от смертельной раны, сватовство Тристана от имени короля Марка и любовный напиток. Повествование находится в той стадии, когда о любви Тристана и Изольды уже всем известно и действие определяют отношения 4–х основных персонажей – королевы, короля Марка, Тристана и свиты, манипулирующей ситуацией.
"В этой истории меня больше всего интересует то, как ведут себя три главных героя – король Марк, его жена Изольда и Тристан, преданнейший рыцарь короля. Получился такой треугольник, где, в общем–то, никто ни в чем не виноват, но сама жизнь заставляет героев причинять друг другу страдания…"
Дирижер–постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко, художник–постановщик – Александр Костюченко, художник по костюмам – Элеонора Григорук.