Архив новостей

ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА "СИЛЬФИДА"

18 и 20 марта – премьера балета "Сильфида" Х.Левенсхольда.

В истории музыкального театра балет "Сильфида" занимает особое место. Премьера балета, состоявшаяся 12 марта 1832 года на сцене Гранд Опера в Париже, ознаменовала начало блистательной эпохи балетного искусства – эпохи романтизма. Создатели "Сильфиды" – либреттист А.Нурри, композитор Ж.Шнейцгоффер, балетмейстер Ф.Тальони, художник П.Сисери. Их детище, подводя итог исканиям хореографов и танцовщиков предшествующей эпохи, открыло перед балетным искусством новые горизонты. "Сильфида" поразила современников художественным совершенством, значительностью поэтического содержания, созвучного их умонастроения. Ведущая тема романтизма – разлад мечты и действительности – получила на балетной сцене впечатляющую наглядность.

Сюжет балета навеян шотландскими легендами. Его непосредственный источник – фантастическая повесть Ш.Нордье "Трильби", существенно переработанная сценаристом. На первый взгляд, это обычная балетная сказка – крестьянин Джеймс, оставив дом и невесту ради прелестной девы воздуха Сильфиды, невольно губит свою избранницу. Но за сюжетными перипетиями встает столь дорогая романтикам прошлого века мысль о несовместимости поэзии и прозы жизни, о непреодолимом противоречии между духовным идеалом и чувственно-земным бытием.

Не одна лишь новизна содержания сделала "Сильфиду" манифестом балетного романтизма. Новой была художественная форма спектакля, где танец, потеснив в правах пантомиму, стал основным выразительным средством, наполнился глубоким лирическим подтекстом. Суть сюжетной коллизии обрела смысловую многозначность благодаря хореографии, ее образным контрастам. Танцевальные характеристики персонажей реального мира – шотландских крестьян, одетых в яркие национальные костюмы – строились на фольклорно-этнографической основе. Танец персонажей фантастического царства – Сильфиды и ее небесных подруг – был начисто лишен бытовых примет. Этот танец, получивший впоследствии наименование "классический", "передавал самые сложные движения души. Воздушность и строгую красоту "сильфидного" танца подчеркивал условный балетный костюм: лиф, открывающий плечи и руки, длинный тюник из белого газа, чуть подсвеченного голубым, прозрачные крылышки за спиной.

Сильфида – вольная мечта, поэтическая фантазия, материализовавшаяся в образе крылатой девы, принесла мировую славу двадцативосьмилетней Марии Тальони. Современники восприняли ее искусство как откровение. В сиянии ее славы померкло имя создателя балета – отца Марии, балетмейстера и педагога Филиппо Тальони, умело отгранившего талант своей великой дочери. Среди балетов, сочиненных им для Марии, "Сильфида" осталась непревзойденным шедевром.

Именно в "Сильфиде" балерина впервые поднялась на пальцы не для эффекта, но ради образных задач. Героиня Тальони и впрямь казалась существом сверхъестественным, не женщиной, а духом, попирающим законы притяжения… Изощренной техники Тальони зрители словно не замечали, так бесшумны и легки были ее полеты, так безыскусна ее чарующая грация. "Она танцует, как соловей поет, как бабочка летает: это язык ее, это ее жизнь, ее счастье", – отмечал очевидец. Русская публика познакомилась с "Сильфидой" в 1835 году. Балет шел в редакции балетмейстера А.Титюса с Л.Круазет в заглавной роли. Премьера осталась незамеченной. А через два года в Россию приехали Мария и Филиппо Тальони. Для петербургского дебюта они выбрали "Сильфиду" (6 сентября 1837 года). Теперь балет имел оглушительный успех. О нем заговорили как о сенсации. Марию Тальони награждали самыми громкими эпитетами.

Партию Сильфиды на петербургской сцене с успехом исполняли Екатерина Санковская. Татьяна Смирнова, Надежда Богданова. Но во второй половине XIX века балет все реже появлялся в репертуаре. Его последнее возобновление предпринял в 1892 году Петипа для балерины Варвары Никитиной. Одарив балетный театр новыми идеями, первенец романтической хореографии постепенно ушел со сцены и в России и в Европе.

Но замечательное творение Тальони не погибло. Еще в 1836 году оно украсило репертуар Датского королевского балета. Постановку на музыку Х.Левенсхольда осуществил корифей датской хореографии Август Бурнонвиль (1805-1879). Он в точности воспроизвел драматургическую канву оригинала, сохранил стилистику танца. Сбереженная несколькими поколениями датских артистов, эта "Сильфида" дожила до наших дней. В послевоенные годы "Сильфида" вернулась на родину. В 1946 году ее показала парижанам труппа "Балет Елисейских полей" (постановщик В.Гзовский, исполнители – Н.Вырубова и Р.Пети), в 1953 – труппа "Гран балле дю марки де Куэвас (постановка Х.Ландера). А спустя еще десятилетие началось победное шествие балета по странам мира.

Вернулась "Сильфида" в Россию в 1975 году. На сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета постановку А.Бурнонвиля (Х.Левенсхольда) осуществила датский балетмейстер Эльза-Марианн фон Розен – когда-то потрясающая исполнительница Сильфиды, тонкий знаток и ценитель хореографии Бурнонвиля. Изысканная, утонченная арабеска, "Сильфида" заново увлекла всех неудержимой танцевальной стихией, новым типом хореографии, эмоциональными красками, возможностью продемонстрировать технику и мастерство.

В 1983 году этот балет появился на сцене театра Беларуси в постановке выдающегося ленинградского балетмейстера, народного артиста СССР, дважды лауреата Парижской академии танца Олега Виноградова, представившего оригинальную художественную стилизацию – реконструктивный вариант балета, отличающийся своеобразным хореографическим рисунком. В спектакле блистали ведущие солисты белорусского балета – Людмила Бржозовская, Нателла Дадишкилиани, Инесса Душкевич (Сильфида), Юрий Троян и Юзеф Раукуть (Джеймс), Татьяна Шеметовец (Эффи), Светлана Цитович (Мэдж), Владимир Иванов и Сергей Пестехин (Гурн). Спектакль получился современным по звучанию, глубинной проблематике отношений, раскрыв масштабные, вечные вопросы, заложенные в основу произведения – любви и долга, жизни и смерти, добра и зла.

До наших дней шедевр романтической поры не утратил прежнего очарования. Его поэзия пленяет наших современников как некогда пленяла современников Тальони, а первозданная красота хореографии дарит высокое эстетическое наслаждение и исполнителям и зрителям.

Хореография Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы-Марианн фон Розен
Балетмейстер-постановщик – народный артист СССР, профессор Никита Долгушин (Россия)
Дирижер-постановщик – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина
Художник-постановщик – заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев (Россия)
Ассистент балетмейстера-постановщика – Александра Тихомирова (Россия)
0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ