Архив новостей
30 и 31 марта состоялась премьера балета "Жизель, или Вилисы" А.Адана в постановке народного артиста СССР, профессора Никиты Александровича Долгушина.
Один из выдающихся шедевров мировой хореографии, признанный символ, вершина и образец романтического балета, первый балет, в котором танец стал единственно возможным средством для выражения чувств и развития сюжета, овеянный легендами спектакль, более полутора столетий украшающий репертуарную афишу любого театра – все это "Жизель" А.Адана. Премьера, осуществленная балетмейстерам Жаном Коралли и Жюлем Перро, состоялась в 1841 году на сцене Королевской Академии музыки в Париже, а блистательные Карлотта Гризи и Люсьен Петипа в главных партиях открыли путь плеяде знаменитейших исполнителей этого балета.
Сценическая жизнь "Жизели" богата взлетами и падениями. Ее история во Франции продолжалась до 1863 года, затем спектакль на многие десятилетия исчез из репертуара – французский, как, впрочем, и западноевропейский, классический балет 2-й половины XIX века, был близок к упадку. На родине "Жизель" была забыта. Но обрела новое рождение в России.
В 1842 году, через год после своей парижской премьеры балет "Жизель" был поставлен в Петербурге. Здесь один из авторов – Жюль Перро – отредактировал и уточнил спектакль. А со временем список его легендарных балетмейстеров пополнился еще одним именем – величайшего знатока классического танца, отдавшего русскому балету более полувека своей творческой жизни, хореографа Мариуса Петипа. Он сумел вдохнуть новую жизнь в спектакль, бережно сохранив стиль романтического балета и огранив его настолько убедительно, что ныне по праву считается третьим (после Коралли и Перро) автором хореографии "Жизели".
В начале ХХ столетия во время триумфальных гастролей Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже французы увидели свой балет, бережно хранимый в России. Успехи русского искусства и, в частности, балета "Жизель" способствовали возрождению интереса к балету и хореографии в Европе, а затем и Америке.
Сегодня "Жизель, или Вилисы" — ожившая романтическая легенда о противопоставлении мира суровой действительности, где чувства героев невозможны, миру призрачному, в котором любовь побеждает смерть — по прежнему привлекает и исполнителей, и зрителей, и постановщиков. Среди них особое место занимает Никита Александрович Долгушин – автор уникальных постановок, оригинальных балетов и концертных номеров, непревзойденный реставратор шедевров мирового классического наследия. По его словам, ""Жизель или Вилисы", — самый старый балет, сохранивший первичный хореографический текст, и моя задача как постановщика — сделать его интересным, живым, насытить эмоциями, понятными каждому. Невозможно стопроцентно утверждать, что нам удалось повторить спектакль 1842 года, так как он подвергался неоднократным изменениям, однако мы сохранили главное — романтическую структуру первоисточника, в котором важным является противопоставление реального и фантастического. Наш вариант включает мизансценический рисунок, проверенный временем, он обогащен русской традицией воплощения "жизни человеческого духа", дополнен интерпретациями великих исполнителей."
Дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко, художник-постановщик – народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев, ассистент балетмейстера – Александра Тихомирова.
В спектакле заняты ведущие мастера сцены и солисты белорусского балета – народный артист Беларуси Игорь Артамонов, заслуженные артистки Республики Беларусь Ольга Гайко, Юлия Дятко и Людмила Кудрявцева, заслуженный артист Республики Беларусь Константин Кузнецов, Ирина Еромкина, Анна Фокина, Олег Еромкин, Антон Кравченко, Денис Климук, лауреаты международных конкурсов Екатерина Олейник, Александр Бутримович, Игорь Оношко.