Архив новостей

ПРЕМЬЕРА ОПЕР В КАМЕРНОМ ЗАЛЕ

 9 октября прошла премьера одноактных опер "Человеческий голос" Ф.Пуленка и "Телефон" Дж.Менотти.

Страсть, страх, тоска, отчаяние покинутой женщины, ее непрерывный, сбивчивый, полный драматизма монолог, напряженная, эмоциональная, идущая следом за голосом музыка — все это моноопера "Человеческий голос". Произведение, ставшее одним из признанных шедевров в жанре камерной оперы, поражает необычайной силой воздействия, одновременной простотой и сложностью вокальной партии, необходимым мастерством актерской работы, подразумевающей широчайший диапазон переживаний, огромную эмоциональную насыщенность, быстрые переходы от одного настроения к другому. Воспринимая "ужасную горечь величественно-гордого текста Жана Кокто" (Ф.Пуленк) слушатель ни на секунду не может ослабить внимания и как завороженный следит за разворачивающейся трагедией, ведь героиня оперы – Она – не покидает сцену ни на секунду. Ее собеседник – телефон, единственное, что еще связывает ее с жизнью. Именно благодаря телефону в опере незримо присутствует и второй персонаж – возлюбленный героини, к которому обращен ее монолог, о котором она тоскует, кого она ревнует и вспоминает, без кого не может жить.

Среди создателей оперы "Человеческий голос", без преувеличений, выдающиеся мастера европейской музыкально-театральной культуры ХХ века. Музыка написана композитором Франсисом Пуленком, пианистом, критиком, виднейшим представителем объединения французских композиторов "Группа шести", автором опер, балетов, инструментальной музыки, камерно-вокальных произведений, благодаря которым Пуленк обрел славу "французского Шуберта". Литературным источником оперы стала одноименная пьеса Жана Кокто – одного из идейных вдохновителей "Группы шести", писателя, художника, театрального деятеля, киносценариста и кинорежиссера, — создавшего свой шедевр в 1930 году специально для актрисы «Комеди Франсез» Берт Бови. Рождение оперы связано также с именами великих актрис – Марии Каллас, чья неповторимая манера поведения на сцене побудила друга Пуленка Эрве Дюгардена предложить написать оперу на сюжет Кокто, а также Дениз Дюваль, непревзойденной первой исполнительницы, о которой критик Бернар Гавоти писал: «Сколько музыкантов, начиная с Дебюсси, говорили на том же хватающем за душу языке, столь же страстном и сдержанном, таком же обыденном? Речитатив в течение 45 минут на фоне красочной гармонии — и это все. Богатая музыка, правдивая обнаженностью своих чувств, бьющаяся на беспрерывном ритме человеческого сердца. <...> Одна в пустой комнате, как зверь в запертой клетке <...> страдающая от кошмаров, с расширившимися глазами, приближаясь к неизбежному, патетичная и превосходно простая, Дениз Дюваль нашла роль всей своей жизни».

 

В отличие от Пуленка, создавшего из монолога по телефону настоящую трагедию женской души, его современник Джанкарло Менотти – композитор, дирижер, автор, творчество которого стало одним из самых заметных событий в американской музыке послевоенных десятилетий, — подошел к этому явлению совершенно по другому. В 1947 году его блистательная комическая опера "Телефон, или Любовь втроем" завоевала грандиозный успех – по сюжету в традиционном любовном треугольнике роль коварного разлучника была отведена именно телефону. Настоящее мастерство Менотти, обладающего безукоризненным вкусом, тонким юмором и безошибочным драматургическим чутьем, забавные ситуации, эмоциональная наполненность мелодий, относительная простота и доступность музыкального языка по праву сделали "Телефон" одним из популярнейших произведений мирового оперного репертуара.


Дирижер-постановщик – Андрей Иванов, режиссер-постановщик – Михаил Панджавидзе. В спектакле заняты солисты оперы Большого театра Беларуси.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ