Архив новостей

ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ "РИГОЛЕТТО"

 1 и 2 марта – премьера оперы "Риголетто" Дж.Верди. Дирижер-постановщик – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина.

«Риголетто» занимает особое место в творчестве Верди. В этой опере композитор обратился к творчеству Виктора Гюго – литературной основой «Риголетто» стала драма «Король забавляется», запрещенная сразу же после премьеры, как подрывающая авторитет королевской власти. Франческо Пьяве, друг и либреттист Верди, получил рукопись драмы почти через двадцать лет после ее премьеры в Париже. По поручению композитора он быстро переработал ее в либретто. План оперы, основные драматические положения и характеры действующих лиц были продуманы самим Верди. Не обошлось без столкновений с цензурой. По требованию цензоров место действия было перенесено из Франции в Италию, король Франциск I превращен в герцога Мантуанского, реальный шут Трибуле переименован в Риголетто.

В исторической пьесе с большими массовыми сценами и многочисленными подробностями жизни и быта двора Франциска I  Верди прежде всего очень интересовала психологическая драма.

 

Горбун Риголетто – образ вне времени. Кажется, его судьба предрешена уже в самом начале. Порочен мир, в котором он живет, порочен и двуличен он сам. Низкопоклонство, льстивость и унижения превратили его в настоящего монстра, в волка, грызущего всех, кто оказывается рядом. В мастерстве растоптать ближнего ему нет равных. «Он жесток и мстителен. Неудивительно, что и аристократы его так не любят. На многих из них шут натравливает мальчишку-инфанта – герцога, не знающего границ в разврате и кознях», – говорит о своем герое Верди.

Ни фальшивое веселье Мантуанского двора, ни романтические мечты дочери Риголетто Джильды, ни почти маниакальное желание Риголетто спрятать от всего мира свою дочь не могут остановить запущенный маховик судьбы: проклятие единственного благородного героя спектакля – Монтероне – падает на Риголетто. По безжалостной иронии судьбы Риголетто сначала примет участие в  похищении дочери, а затем станет причастным к ее убийству.

 

Верди сумел наделить характерными индивидуальными чертами всех, даже второстепенных персонажей. О популярности оперы с самых первых дней премьеры свидетельствует такой любопытный факт. Опасаясь, что песенка Герцога станет известной до премьеры, композитор показал ее исполнителям лишь на последней репетиции. Но когда публика выходила из театра, все напевали и насвистывали мотив песенки. Сегодня практически каждый номер оперы стал хитом.

На сцене Большого театра Беларуси опера «Риголетто» ставилась пять раз. Заглавную партию в опере в разные годы исполняли  Михаил Денисов, Арсен Арсенко, Николай Ворвулев, Борис Казанцев, Николай Сердобов, Анатолий Генералов, Игорь Сорокин, Юрий Бастриков, Аркадий Савченко, Николай Моисеенко.

Над новой сценической версией оперы в Большом театре Беларуси работает интернациональная команда: главный дирижер Большого театра Беларуси Виктор Плоскина, эстонский режиссер Неэме Кунингас, сценограф из Финляндии Анна Контек, главный хормейстер Большого театра Беларуси Нина Ломанович.



0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ