Архив новостей

«Моя жизнь – Музыка»

 28 февраля на сцене Большого театра Беларуси — юбилейный вечер, посвященный 80-летию композитора Сергея Кортеса.

Искренний, эмоционально открытый, удивительно энергичный, деятельный, незаурядная личность, - все это черты портрета нашего современника, композитора Сергея Кортеса. Он - свидетель ряда эпохальных событий, его музыка обладает витальной энергией, побуждает задуматься о вечных непреходящих ценностях, пронизана духом театральности, полна романтического порыва и глубоких философских размышлений. Более 10 лет (с 1991 по 2002) Сергей Кортес был художественным руководителем Белорусской оперы, добившись признания национального оперного искусства на международной арене. Творческое наследие композитора богато в отношении выбора тем-идей и жанров: балет, инструментальные и вокально-симфонические сочинения, камерные опусы, музыка к кинофильмам, драматическим спектаклям и т.д. Но, прежде всего, Сергей Кортес – человек театра, подаривший своему зрителю-слушателю целую палитру ярких музыкальных эмоций, переживаний. Оперное творчество Мастера стало знаковым этапом в истории современного белорусского музыкального театра, а для самого композитора опера оказалась альфой и омегой его творческих устремлений. Написанные в творческом тандеме с либреттистом Владимиром Халипом, пять его сочинений — оперы-притчи «Джордано Бруно», «Матушка Кураж» и «Визит Дамы», комическая камерная дилогия «Юбилей» и «Медведь» — увидели свет рампы на разных сценах, где их интерпретации неизменно вызывали широкий общественный резонанс. Музыкальный театр Кортеса – интеллектуальный, характерный, эмоциональный, задающий вопросы и заставляющий задуматься, пронизанный связями с духовными потребностями времени, иносказательностью, философско-игровым осмыслением действительности.

Приношением Большого театра Беларуси, на сцене которого пройдут юбилейные чествования Мастера, станут два спектакля: комическая опера «Медведь» и премьера одноактного балета «Кто я?», отражающие две ипостаси музыкального театра композитора – игровой и концептуальный.

Премьера балета «Кто я?» (балетмейстеры-постановщики Юлия Дятко и Константин Кузнецов, дирижер Олег Лесун, художник-постановщик Александр Костюченко, художник по костюмам Екатерина Булгакова) была специально подготовлена к юбилейным торжествам. В ее основе музыка, написанная композитором к балету «Последний Инка» (на либретто Р.Реймена и Г. Эррера). Мировая премьера балета состоялась в 1990 году на сцене зала им. Гарсиа Лорки Большого театра Гаваны. Созданный по заказу Национального балета Кубы и его художественного руководителя Алисии Алонсо, балет Кортеса рассказывал о судьбе народа инков, расцвете и гибели одной из величайших империй.

Познакомившись с музыкальной партитурой балета, белорусские хореографы увидели ее новое оригинальное прочтение и представили насыщенную смыслами, эмоционально-психологически акцентированную современную интерпретацию. Спектакль-притча «Кто я?» отличается размышлениями на вечные темы и риторическими вопросами о судьбе личности в окружающем ее мире, о безразличной толпе, о слепом подражательстве и боязни выделиться из общей массы, о любви и сложных человеческих взаимоотношениях. В поиске истины, своего лица и места в обществе главный герой балета так и не даст ответа на философский вопрос «Кто я?», его решение каждый зритель определит для себя сам. В основе сценического решения балета синтез классической и современной хореографии, собственные оригинальные решения, дающие возможность по-новому услышать музыкальную партитуру Кортеса. В этой музыке, по признанию Константина Кузнецова и Юлии Дятко, есть «огонь сердца и боль души, страсть и напряженный ритмический нерв, позволяющий удержать слушательское внимание до последнего такта. Она сложна и красива!».

Опера «Медведь», в 2011 года адаптированная для Камерного зала им. Л.П.Александровской и исполняющаяся с большим успехом, будет представлена в оригинальной инструментовке композитора для большого симфонического оркестра. В режиссерской интерпретации Галины Галковской постановка даст слушателям возможность «сбросить маски» сдержанной вежливости и насладиться искрометными сюжетными коллизиями, блистательными словесно-интонационными поворотами и музыкальными образами-перевертышами. По замыслу режиссера, «новым станет решение самого сценического пространства, которое будет стилизовано под конец 19 века, в нем будет воссоздана атмосфера и аромат этого времени. Вместе с тем, инкрустированные современные постановочные приемы не разрушат "идиллию" провинциальной мещанской жизни, но создадут ощущение современного спектакля. Особое развитие получит тема воспоминаний главных героев». В постановке примет участие бессменный и великолепно подобранный состав певцов-актеров: Станислав Трифонов (грубовато-неуклюжий Смирнов-Медведь), Елена Бунделева («безутешная» вдовушка Попова) Юрий Болотько (подобострастный лакей Лука). Дирижер – Иван Костяхин.

музыковед Наталья Ганул
0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ