Архив новостей

Балетное лето в Большом

17 июня балетом «Лебединое озеро» на сцене Большого театра Беларуси торжественно открылся международный творческий проект «Балетное лето в Большом».
На спектакле с участием прима-балерины «Кремлевского балета» Александры Тимофеевой побывала гость «Балетного лета» известный азербайджанский музыковед Улькяр Алиева. Впечатлениями от встречи с белорусской балетной труппой Улькяр Алиева делится с нашими зрителями.

Аромат невинности в «Лебедином озере»

Вечер первый

Улькяр Алиева

Современное классическое искусство не может существовать в вакууме и академическая музыкально-сценическая жизнь отмеряется не только периодами театральных сезонов, но и знаковыми событиями, придающими ощущение жизни и не дающими театру потерять пульс, чувство времени, а с ним и своего зрителя. Уже во второй раз на сцене Большого театра Беларуси проводится замечательный праздник балета - Международный фестиваль «Балетное лето в Большом». Для творческого коллектива театра - это возможность включиться в процесс, именуемый «тенденцией глобализации в современной культуре»: возможность овладеть более широкой палитрой стилей, перенять опыт, оригинальные идеи зарубежных коллег. Ну, а для белорусских зрителей – это уникальный шанс увидеть на сцене отечественного театра новые постановки, соприкоснуться с творчеством признанных зарубежных исполнителей в так называемых «коронных партиях», в которых талант и мастерство исполнителей проявляется наиболее ярко.

Время, в котором мы живем – это время необычайной коммерциализации как концертной, так и театральной жизни. Помимо организационной составляющей, каждый солидный форум академического искусства требует солидной финансовой поддержки. В своём кратком приветственном выступлении очаровательная Ольга Кажгалиева, которой была поручена почётная миссия открыть фестиваль, от имени театра выразила искреннюю благодарность всем спонсорам фестиваля: главному партнеру проекта – Белорусскому республиканскому унитарному предприятию экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» и его генеральному директору Г.А.Мицкевичу, партнерам проекта - Обществу с ограниченной ответственностью «Международный автомобильный холдинг «Атлант–М» в Республике Беларусь и его инвестиционному директору С.В.Самойло, Открытому акционерному обществу «Авиакомпания «Белавиа» и его Генеральному директору А.Н.Гусарову и Унитарному предприятию «Гостиничный комплекс «Юбилейный» и его директору А.Н.Гулевичу.

Само же открытие Международного фестиваля «Балетное лето в Большом» ознаменовалось весьма символично: постановкой лучшего классического наследия балетного жанра – «Лебединого озера» П.И.Чайковского. «Озеро» - это практически беспроигрышный вариант, гарантированное удовольствие от вечера, чему способствуют все составляющие спектакля: волшебная и хорошо известная музыка Чайковского (танец «Маленьких лебедей» знает даже непосвящённый в тонкости классической музыки человек), великолепные декорации и эффектные сценические костюмы. А удивительно актуальный и в двадцать первом веке сюжет (о любви, коварстве и измене) и сегодня обращается к закоулкам подсознания: усугубляющий тревогу, эмоциональную нестабильность, порой агонизирующий в разрыве между гуманизмом, представлениями о благородстве, любви, с одной стороны, и патологическими страстями человека, с другой.

Дуализм женского образа: Белого (ангелоподобного) и Чёрного (стервозного) Лебедя (у зеркала всегда два лица), как и два мужских образа – благородный Принц (извечная мечта каждой женщины) и инфернальный злой гений - Ротбарт – всегда вызывал повышенный интерес и у хореографов, и у исполнителей, которые всегда пытались привнести свою «нотку» в интерпретации балета. И, за почти полуторавековую историю «Озера», подсчитать даже приблизительно число редакций П.И.Чайковского, пожалуй, не возьмутся даже балетоведы, специализирующиеся на истории хореографии.

На сегодняшний день, из всех существующих редакций балета, едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Спектакли различаются не только по сюжету, но и по выраженным в постановке концептуально-смысловым акцентам, хореографии, сценографии, и изучение их характерных особенностей - это ответственное занятие для умеющих плавать в этом балетно-священном «Озере». Радикализм хореографов порой доходит до формы искажения всей фабулы спектакля: будь то фрейдовские уклоны В.Васильева (злой Ротбарт преобразуется в отца принца) и Ю.Григоровича (Ротбарт – Alter ego самого принца) или абсурдная версия Матса Эка (с растопыренными косолапыми ногами у лебедей, а скорее, неуклюжими гадкими утятами и Зигфридом, страдающим «эдиповым» комплексом) и скандальная интерпретация Мэтью Бёрна, решённая в модном ныне ракурсе однополой любви (не к красавице - Лебедь, а, к мужской особи, с обнажённым торсом и в пуховых панталонах).

Что касается непосредственно белорусской постановки в хореографическом прочтении Юрия Трояна и Александры Тихомировой, то на радость любителям классической интерпретации – никаких эксцентричных «игр разума». Постановка максимально приближена к эстетике эпохи невинности и наивности балета жанра - известной версии Петипа-Иванова-Горского: чередование «белых» актов и бала, ивановские лебеди и «черный» Pas d’action Петипа, с отдельными «вкраплениями» хореографии Горского в белом акте и в сцене на балу. Были пересмотрены лишь некоторые мизансцены, повлиявшие на уровень абстрагированности образной концепции постановки. В редакции Трояна-Тихомировой вся образно-эмоциональная «ткань» балета обращена не только к внешне аффектированному проявлению (отметим отдельные интересные хореографические решения кордебалетных сцен в третьем акте), но и во «внутрь» - в акцентировке любовно-земной канвы развивающегося действия, в проявлении человеческих эмоций главных персонажей: надежде, грусти, отчаяния до финального экстаза.

Балеты Чайковского, несмотря на рафинированную изнеженность, требуют от исполнителей не только великолепной техники, но и соединения чувства и мыслей, яркого артистического дарования. Для примы-балерины в двойной партии Одетты-Одиллии - это редкая возможность подтвердить свой high class (высокий уровень): в рамках одного спектакля, балерина должна создать два равноценных и разнохарактерных художественных образа – добрую, милую, несчастную, заколдованную (читай, закомплексованную) Одетту (Белый Лебедь) и стервозную, самодовольную, осознающую силу своих женских колдовских чар демонический портрет Одиллии (Чёрного Лебедя). При этом, образы представлены не в плавном «перетекании», не в неторопливой трансформации, а резко «переключаясь»: каждый акт – новый образ, новое обличие.

Два женских образа в исполнении солистки Кремлёвского балета Александры Тимофеевой по-разному «опутывали» принца Зигфрида своими невидимыми, но крепкими сетями. Белый Лебедь сразу покорил публику нежностью и беспомощностью, утончённой пластикой бескостных рук (словно продолжающих мягкую линию волн зачарованного озера), бисерной россыпью pas de bourree, трепетным колыханием невесомой пачки, заставляющей быстрее биться сердца мужской половины зрительного зала и лёгким порханием (словно пёрышко) в поддержке сильных и заботливых рук своего опытного белорусского партнёра – Игоря Артамонова (по меткому выражению Петра Гусева, «Рука не мальчика, но мужа»).

Характеристика Чёрного Лебедя всегда даётся балеринам легче (образ женщины-вамп, легко и играючи разбивающей мужские сердца, всегда более привлекателен в плане актёрского воплощения). Но А.Тимофеева, даже в обличье коварной соблазнительницы, словно продолжает «линию» белого лебедя: та же изящна пластика рук, движений (что же, весьма логичное образное решение – иначе как принцу поверить, что перед ним его возлюбленная?) и, в то же время, почти эфемерным, как и вся полуправдивая фантасмагория, происходящего на сцене действия.

Её партнёр – Игорь Артамонов – настоящий сценический принц: презентабелен, элегантен. Сам Чайковский отождествлял себя с образом Зигфрида, поэтому, несмотря на небольшой формат партии, исполнитель должен показать мятежную душу принца-романтика - его взросление и становление, проходя через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. И тут важна образно-эмоциональная насыщенность полутонов, когда не пропадает ни один штрих, когда жест подаётся с тем же тщанием, с каким выписывается вся фактура. И.Артамонов показал жизнерадостность и беззаботность в день совершеннолетия героя, лиричную чувственность в сцене встречи с Одеттой, отчаяние и боль прозрения.

И в плане техники, белорусский премьер в «белом акте» чутко «аккомпанировал» своей партнёрше в Adagio, был очень аккуратен в прыжковой вариации «чёрного акта». Подчёркнутый аристократизм, техническая чистота и элегантность исполнения и просто великолепная игра помогли И.Артамонову стать даже не вторым, а равным главной героине в данной постановке.

Автору этих строк всегда по душе харАктерные партии, поэтому нельзя не отметить удивительный артистизм, замечательную мимику, великолепную технику Такатоши Мачияма в небольшой, но весьма колоритной партии Шута (в лёгких «зависающих» прыжках белорусско-японский исполнитель побил все рекорды высоты и grand piruet в коде исполнил играючи, с бриозным наполнением). Судя по аплодисментам, Шут-Мачияма оказался и на вершине зрительских симпатий, и, как ответная реакция, Т.Мачияма позволил себе немного «пококетничать» с публикой, которая с восторгом и со смехом восприняла его импровизированные мизансцены на поклонах, благо сам сценический образ Шута этому весьма благоприятствует.

Кроме мужского кордебалета, белорусская балетная труппа просто очаровала. Отметим выразительный властный сценический жест Егора Азаркевича в партии демонического Ротбарта, крепкую выучку ансамблевых номеров: хорошие прыжки и изящную поддержку Артуром Ивановым своих партнёрш – Людмилы Хитровой и Александры Чижик -  в Pas de trois, филигранность и синхронность в исполнении столь любимом публикой «Танце маленьких лебедей» (Л.Хитрова, Н.Филиппова, Н.Рябцева, В.Тренкина), грациозный лебединый квартет больших лебедей с участием Я.Штангей, А.Чижик, Т.Подобедовой и П.Захаренковой, и эффектную каскад-сюиту национальных танцев во втором акте.

Высшая академическая аттестация балетной труппы театра проявилась и по итогам «лебединых» сцен. Женский кордебалет белорусского театра просто очаровал –  присутствовала буквально «до микрона» выверенная синхронность движений пластичных рук (всё изящно, аккуратно, без локтей и острых углов), «лебединых» поз, симметричность позиций (диагонали и финальный круг были словно вычерчены инструментами для черчения).

Весьма благоприятное впечатление оставил оркестр театра под управлением Николая Колядко, который раскрыл весь потенциал тембральной драматургии балета, включая чисто исполненные коварные соло скрипки и виолончели в «Белом акте» и трубы в «Неаполитанском танце» (общий эффект немного подпортили отдельно вылезающие «киксы» духовых). Сам маэстро, растроганный тёплым приёмом у публики, по театральной традиции, на финальном поклоне не забыл поблагодарить своих музыкантов, не бросив букет в оркестровую яму, а весьма интеллигентно преподнёс букет своей подопечной, которая сидела ближе к сцене.

«Лебединое озеро» стало отправной точкой отсчёта вечеров международного фестиваля «Балетное лето в Большом». Балетоманов ждёт целый ряд интересных спектаклей, которые, хочется надеяться, приятно удивят зрителей, привнося новые яркие краски в палитру культурной жизни белорусской столицы.

Алиева Улькяр Сабир кызы

Доктор искусствоведения. Автор 4 книг (последняя монография была издана в Германии и была включена в каталог «Изобретение в музыке»), 2 брошюр, 52 научных и свыше 500 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.

Участница республиканских и международных конференций, медиафорумов.

В 2005 году была удостоена диплома Министерства молодёжи, спорта и туризма в номинации «Лучший музыковед года».

В 2007 году была удостоена специального диплома Общереспубликанского конкурса научных статей «Современная культура Азербайджана: проблемы и перспективы» в номинации «Молодой учёный»

В 2014 году была удостоена диплома «За цикл высокопрофессиональных статей, освещающих белорусско-азербайджанское сотрудничество в области культуры» Посольства Республики Беларусь в Азербайджане.

Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru), газетами («Зеркало», «Эхо», «Известия Азербайджана»), журналами «Культура» (Азербайджан - Россия), «Балет» (Россия).

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ