Архив новостей

Критик Улькяр Алиева о конкурсе

 

 

Предварительные испытания
(об итогах первого и второго туров III Минского Международного Рождественского конкурса вокалистов)
Улькяр Алиева



В эти декабрьские предрождественские дни в стенах Большого театра Беларуси проходит Большой праздник, по задумке создателей устроенный специально для белорусских меломанов и участников уже третьего Минского международного Рождественского конкурса вокалистов, даря молодым вокалистам надежду на Большую артистическую «путёвку» в жизнь. Несмотря на свою молодость, фестиваль уже стал интересным и масштабным мероприятием, уже занявшим свою нишу в календаре вокальных конкурсных мероприятий, свидетельством чему стало количество конкурсантов (120 участников), и расширившим широту географического пространства (заявки на участие поступили из 21 страны мира, что является несомненным свидетельством того, что минский конкурс уже стал узнаваемым в музыкальном мире), и одна из главных его традиций – высокопрофессиональный и объективный состав жюри, в который вошли музыканты-профессионалы, руководители оперных театров и фестивалей, представители творческих агентств.

Прежде всего, хотелось бы отметить удивительную доброжелательную ауру конкурса. Руководство театра и генеральный спонсор международного форума - ОАО «АСБ Беларусбанк»,- а также партнёры конкурса: Международный автомобильный холдинг «Атлант-М», Национальный аэропорт «Минск», ОАО «Минотель», - постарались по мере возможности создать всем участникам форума благоприятные условия для подготовки к прослушиванию. В этом смысле, особой похвалы следует удостоить  организацию конкурса (удивительная оперативность в плане обновления материалов об итогах каждого тура и предстоящих репетиций на официальном сайте театра). А специалистам уже первый и второй тур предоставили пищу для серьёзных размышлений о путях развития вокального искусства. Такие выводы и обобщения – дело будущего: они будут сделаны в результате совместных усилий специалистов вокального искусства; самими участниками и их педагогами. Автору этих строк хотелось бы поделиться лишь первыми непосредственными впечатлениями, оставшимся по итогам второго тура.

По сравнению с предыдущим конкурсом, в лучшую сторону изменилась программа исполнителей – к примеру, если в прошлом году всего лишь победительница конкурса – Надежда Павлова - исполнила барочную музыку, которая, подобно индикатору, показывает все технические погрешности вокалистов, то на сей раз уже четверо конкурсантов – белорусское сопрано Ирина Кучинская, меццо-сопрано Карина Хэрунц (Россия) и Эма Николовска (Канада), а также российский контртенор Андрей Немзер представили арии из оперы «Альцина» Г.Ф.Генделя (учитывая то, что с каждым годом проявляется всё больший интерес к постановкам барочных опер, - этот опыт для конкурсантов может быть весьма полезным).

Приятно отметить, что многие конкурсанты (Салтанат Ахметова, Ксения Гирина, Анна Шаповалова, Гарри Агаджанян) исполнили произведения М.Глинки, музыка которого требует  большой дисциплины эмоций. В музыке Глинки важна фразировка, градация звучания голоса, и всему  этому  необходимо тесное сосуществование с поэтическим текстом, со словом. Если в прошлом году во втором туре вся русская музыка была «сосредоточена» вокруг исполнения «запетых» арий и романсов П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и С.Рахманинова, то на сей раз прозвучали: А.С.Даргомыжский – каватина Князя из оперы «Русалка» (Дмитрий Боос), М.Мусоргский – гадание Марфы «Силы потаённые» из оперы «Хованщина» (Арина Горлова) и  думка Параси «Ты не грусти, мой милый» из оперы «Сорочинская ярмарка» (Назым Сагынтай); А.Рубинштейн – третий романс Демона из одноимённой оперы (Андрей Клипо); С.Прокофьев – ария Наташи «Какое право они имеют» из оперы «Война и мир» (Лусине Макарян); И.Стравинский  - ария Энн Трулав из оперы «Похождение повесы» (Чхой Ын Хе), Дм.Шостакович – ария Катерины «В лесу, в самой чаще» из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (Наталия Темник), Р.Щедрин – песни и частушки Варвары «По лесам кудрявым» из оперы «Не только любовь» (Екатерина Михновец).

Творчество Н.А.Римского-Корсакова было представлено не традиционными номерами из «Царской невесты» или «Снегурочки», а редко исполняемой арией Сервилии «Цветы мои» из одноимённой оперы (Исмаилова Жаля), а также арией Оксаны «Что людям вздумалось расславить» из оперы «Ночь перед Рождеством» (Маргарита Левчук), арией Царевны-лебедь» из оперы «Сказка о Царе Салтане» (Мария Айан, Ксения Гирина), арией Любавы (Арина Горлова, Карина Хэрунц) и Песней индийского гостя (Тигран Оганян) из оперы «Садко».

В целом, нельзя не отметить тот факт, что многие конкурсанты, с позволения сказать, с умом отнеслись к выбору, и репертуар нынешнего конкурса отличался приятным разнообразием. Исполнение участниками конкурса редко представляемых номеров только прибавляет положительных впечатлений к выступлению самих вокалистов (отражает многообразие художественных интересов и исполнительского стиля конкурсантов и их педагогов), и данные номера не менее интересны самим членам жюри и слушателям. Прозвучали редко исполняемые лучшие образцы вокальной лирики: в первом туре - речитатив и ария Семирамиды  из одноимённой оперы Дж.Россини (Салтанат Ахметова); ария Рудольфо из оперы «Сомнамбула» В.Беллини (Олег Будацкий); романс Энцо из оперы «Джоконда» А.Понкиелли (Александр Михнюк); ария Анджелины из оперы «Золушка» Дж.Россини (Маргарита Финогентова); потрясающая по красоте ария Валли из одноимённой оперы А.Каталини, которая стала популярной после выхода на экран фильма «Дива» (Им Кьён А, Зарина Абаева) - во втором туре.

Если наличие двух Виолетт Валери в первом туре -  Марии Айан и Ирины Кучинской - вполне объяснимо (к чести конкурсанток, они выбрали самую сложную сцену и арию из первого акта оперы Дж.Верди «E strano / Ah, fors’e lui» c бисерными техническими пассажами и коварной верхней ми бемоль), то объяснить феномен программы III Минского международного Рождественского конкурса наличием в первом туре двух Жераров из оперы «Андре Шенье» У.Джордано - Святослава Винника и Отара Накашидзе (оба баритона прошли во второй тур), двух принцесс де Буйон и Адриенны из оперы Ф.Чилеа «Адриенна Лекуврер», автор этих строк не берётся, тем более, что на прошлогоднем конкурсе Джордано и Чилеа отсутствовали в репертуаре конкурсантов. Впрочем, данные неожиданные оказии и «дублирование» номеров лишь придают пикантного шарма и интриги конкурсу: всегда интересно сравнить, а позже и обсудить, сильные и слабые стороны выступления конкурсантов.

Ещё раз приходится констатировать парадоксальную ситуацию: исполнительница из Канады Э.Николовска в третьем туре заявила в программе сцену Романа и Любки из оперы белорусского классика Д.Б.Смольского «Седая легенда», тогда как в программе семерых (!) белорусских вокалистов, прошедших во второй тур, номера из опер белорусских композиторов отсутствовали. Вопросы возникают и по поводу культуры сценического поведения конкурсантов. Некоторые молодые вокалисты то ли от волнения, то ли от незнания забывали дать разрешающего кивка, демонстрирующего готовность к исполнению следующего номера, тем самым создавая долгую паузу между номерами.

Этот конкурс стал поистине «королевским» для меццо-сопрано (думается, жюри было довольно трудно выбрать из пяти конкурсанток тех, кто бы удостоился чести выступать в финале, потому что все полуфиналистки показали замечательные голоса и грамотное голосоведение). В итоге – сразу четыре меццо: россиянки Финогентова Маргарита (одно из самых ярких выступлений во втором туре конкурса) и Ляскова Наталия, а также Екатерина Михновец (белорусская вокалистка сразила не только своим исполнением ритмически и интонационно сложного номера из оперы Щедрина, но и своим декольте) и Карина Хэрунц (с весьма комфортным тембром голоса для слушательского восприятия), - по праву вышли в финал.

Есть такое расхожее выражение, что зритель на оперу приходит ради теноров. А вот с тенорами в оперных театрах по-прежнему ощущается острый недостаток: всего четыре лирических тенора и двое из них – Тигран Оганян и Александр Михнюк - вышли в финал. В некоторых случаях жюри даёт предварительные положительные оценки молодым исполнителям, учитывая, что последующие годы творческой зрелости исполнители усовершенствуют своё мастерство (нужно не только оценивать настоящее, но и угадывать будущее артиста). Автор этих строк уже отчаялась услышать на сцене хорошего лирико-драматического тенора, что касается драматического тенора, то он  превратился в фантом – де-юре (официально) - есть такое определение, но де-факто они перевелись на мировых оперных подмостках. Создаётся ощущение, что как только появится более или менее приличный драмтенор, то ему сразу, по умолчанию, будет вручён Grand Prix  конкурса.

А вот баритоны порадовали своим выступлением – сразу два крепких лирико-драматических баритона – Отар Накашидзе (Грузия), который по неизвестной причине выбрал арию Онегина «Вы мне писали», хотя и по его внешней фактуре (солидный и импозантный), и по фактуре голоса более подошла бы арии Грязного или князя Игоря, а также Севастьян Мартынюк (Россия), который замечательно исполнил одну из самых «коронных» баритоновых арий - арию Ренато «Eri tu che macchiavi quell’anima» из оперы Дж.Верди «Бал-маскарад». И, несмотря на то, что оба баритона  не прошли в финал, думается, их ещё ждут лавры победителей будущих конкурсов.

Из числа баритонов в финал прошёл Олег Бударацкий, который пленил своим сочным тембром голоса жюри и зрителей (хотя в программе российский исполнитель заявлен как бас, однако тембр голоса  у вокалиста переходный – бас-баритон), актёрским обаянием и прекрасной дикцией, которая проявилась в пульсирующей скороговорке «клеветнической» арии дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник» Дж.Россини.

Сенсацией конкурса стало выступление российского контртенора Андрея Немзера. Контртенор, по своей природе голоса, - довольно редкое явление в академическом вокале и ещё реже встречаются сильные (не камерные!) голоса, которые «приспособлены» для большой оперной сцены. Поэтому, несмотря на благоприятное впечатление, которое А.Немзер произвёл в первом туре (не только голосом, но и хорошей вокально-технической основой), жюри и публика с некоторой долей скепсиса ждали выступления российского исполнителя на сцене, поставившего все точки над «i» - сильный голос, замечательная культура пения, великолепная музыкальность и неповторимое актёрское обаяние (А.Немзер умудрился даже пританцовывать во время финального, плясового по характеру, проигрыша песни Леля, вызвав добрую улыбку и искренний смех в зале).

Нынешний конкурс вокалистов, как зеркало, отразил картину общего состояние дел у сопрано, явственно обнажил все недостатки и, как итог, всего три сопрановых вокалистки (из заявленных 16-и во втором туре) вышли в финал - Назым Сагынтай (Казахстан), Маргарита Левчук (Беларусь) и Зарина Абаева (Россия). Это фактическая, цифровая, сторона проблемы (хотя, она о многом говорит). Сторона художественная наводила на весьма печальные размышления. Несмотря на небывалое число участниц, само качество их голосов и качество исполнения в массе своей не соответствовали требованиям международного конкурса.

Часть выступлений можно было назвать «проходным» (в таких моментах было более интересно наблюдать за профессионализмом концертмейстеров, нежели вслушиваться в абсолютно «не вкусное» пение сопрано). Часть вокалистов, имея хороший потенциал, в буквальном смысле, умудрились выступить серо – как, в частности, Евгения Крохина: серое платье, серая (стандартная) программа и серое выступление (думается, после более детального анализа своего выступления и соответствующих выводов, у вокалистки появится шанс проявить свой талант в следующем конкурсе).

Многие конкурсанты проигнорировали тот факт, что даже богатейшие природные данные ещё не определяют в певце художника – важны вокальная школа, культура, умение извлечь из своего голоса максимально богатую гамму красок, полутонов, артистичность – словом, целый комплекс качеств, вырабатываемых упорным трудом. У казахского лирико-колоратурного сопрано Салтанат Ахметовой фантастический по красоте и силе звучания голос, но вот по качеству звукоизвлечения есть много нюансов, вызывающих вопросы (неумение филировать звук, грубая фразировка с «обрубленными» концами фраз, бедность динамических оттенков, явное стремление вокалистки поскорее добраться до высоких нот, чтобы продемонстрировать мощь голоса и лёгких). А ведь у молодой, без сомнения, талантливой казахской исполнительницы, при должной музыкальной подготовке, есть все шансы украсить своим выступлением ведущие мировые оперные подмостки.

У преобладающего большинства сопрановых конкурсанток замечались одинаковые недостатки: «зажатость» голоса с невыразительными регистрами, «стычки» которых были отчётливо слышны; отсутствие грудных красивых верхних нот, слабое владение искусством звуковедения (в итоге, - голоса дребезжат или тремолируют. Надеяться на то, что при таком состоянии аппарата может быть хорошая дикция, не приходится (что нашло яркое тому подтверждение в выступлении Ксении Гириной – ни одного ясно выговоренного слова). И неутешительные выводы в каждом из таких случаев  почти всегда одинаковы, несмотря на то, что в одном случае эти выводы отражены супротив фамилий участниц второго тура, а в другом – финалисток.

Самая главная проблема для сопрано (как показал конкурс) – это отсутствие широкого и ровного дыхания, большой грудной опоры, особенно на некоторых отрезках регистров, неумелое владение резонаторами, как головным, так и грудным – и, как следствие, плоский звук с неприятным носовым оттенком, при этом лишённый силы и теплоты. Данное определение характерно практически многим сопрановым конкурсанткам, но, пожалуй, наиболее ярко отразилось в выступлении кореянки Чхой Ын Хе. Или, к  примеру, после выступления финалистки Маргариты Левчук осталось странное послевкусие – есть в наличии хороший голос с крепкими верхами, чистота интонирования, вкупе с миловидной внешностью, но так и не стало понятным, обладает ли вокалистка  лирическим или, судя по программе, лирико-колоратурным сопрано (слишком утяжелённое для колоратуры звучание). Думается, что некоторым молодым исполнителям выдали «аванс», и немалый, который они обязаны в будущем, оттачивая своё вокальное мастерство, оправдать.

Некоторые участницы второго тура, хотя и не вышли в финал соревнования, показали очень хорошую профессиональную подготовку и замечательное исполнительское мастерство. Среди них следует, прежде всего, отметить замечательное выступление белорусской вокалистки Ирины Кучинской - горячий, обволакивающий тембр голоса, наполненно звучащий во всех регистрах, прекрасная фразировка, эффектная филировка звука и артистичность; российское лирико-драматического сопрано Жали Исмаиловой, проявившей большую исполнительскую культуру и интересный репертуар во втором туре; замечательное выступление армянского драматического сопрано Тетевик Ашурян, показавшую хорошую вокальную школу и яркую образность трактовки, а также тембральную красоту и музыкальную выразительность, вкупе с высоким профессионализмом выступления российского лирического сопрано Марии Айан.

Горячие споры и обсуждения во время второго тура конкурса, диспуты об итогах прослушивания остались позади, а зрителей уже завтра ждёт (имея в виду великолепную организацию предыдущего конкурса) яркий финал III Минского международного Рождественского конкурса вокалистов, который подарит много волнительных мгновений самим конкурсантам и восхитительных минут  белорусским меломанам и гостям фестиваля.

 

 

Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.


С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия).
Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ