Вечер Бала на фестивале «Балетное лето в Большом»
Улькяр Алиева
Испанский Бал
Балеты Л.Минкуса в постановке М.Петипа – это всегда настоящий балетный праздник для глаз, для слуха и для души, не говоря уже об исходящей положительной энергии спектаклей, которая нередко затмевает современные постановки. И представленное на фестивале финальное Гран-па (большой классический дивертисмент) из балета «Пахита», обрисовывающий пышный свадебный бал во дворце испанского вельможи – яркое тому подтверждение. И впереди этого блестящего свадебного кортежа — великолепный дуэт новобрачных в исполнении ведущих солистов балетной труппы Большого театра Беларуси – Людмила Хитрова в партии Пахиты и Олег Еромкин в партии Люсьена.
Финальное Гран-па, поставленное М.Петипа, сохранило от старого балета лишь название и давно уже начало самостоятельную жизнь, украшая сегодня репертуар многих музыкальных театров мира. Точнее, бал превратился не просто в торжество, а в целую блестящую хореографическую композицию (настоящий «рай» для балетных исполнителей) с непременными атрибутами классического балетного спектакля: адажио, вариациями, ансамблем корифеек, антре и танцами кордебалета.
Под чутким руководством Татьяны Ершовой (всё очень хорошо отрепетировано, с правильным пониманием охвата пространства просторной белорусской сцены) незамысловатая ткань сюжетной канвы обрела изящные, невесомые ажурные хореографические узоры - словно протёрли старинное панно, открывая зрителям первозданную красоту классического танца, до сих пор волнующего и жизнеспособного. Весьма гармонично смотрелся дуэт новобрачных. Был настоящий граф - О.Еромкин, с довольно чётким танцем и галантными манерами (на финальном поклоне, как единственный мужчина столь прекрасного балетного цветника, белорусский премьер поочерёдно, красивым жестом представлял своих очаровательных партнёрш по сцене). Была кокетливо-грациозна красавица-невеста Л.Хитрова (даже отдалённо не напоминающая бывшую цыганку), с чёткой фиксацией поз, заострённой стопой и вихревым фуэте, чередуя простые пируэты с тройными.
В целом, Гран-па удивительно благоприятен не только для ведущих солистов, но и для балерин, каждая из которых может блеснуть своим виртуозном мастерством в вариациях подруг Пахиты. Очаровательный квинтет – Анна Фокина, Ирина Еромкина, Виктория Тренкина, Куриму Урабе, Александра Чижик - невероятно тонко, словно играючи, с «огоньком» перетягивали внимание, успех на себя. И публика, словно поймав этот драйв, постепенно, но верно начала реагировать на каждое удачное движение исполнителей, порой заглушая своими аплодисментами и сам оркестр под руководством Николая Колядко. Кроме удовольствия танца ведущих солисток, весь женский кордебалет балетной труппы Большого театра Беларуси подарил очаровательную синхронность, радость аккуратных пятых позиций и элегантность манер каждой исполнительницы в отдельности.
А красочный «вихрь» сценических костюмов на фоне фото-перспективы, воссоздающей иллюзию зрительного зала, просто захватывал: золото на жемчужно-белом, дымчато-алое… Вот она – красочная феерия танца, любви и счастья!
Английский Бал
Поэт и Любовь. Поэт и Мечта. Поэт и Вдохновение. Поэт и Искушение. Поэт и Толпа.
Все эти знаковые образы всегда окружают Художника, составляя его мир, отмеченный мигом радости и бесконечными муками творчества. Хрупкий мир Поэта чаще всего раскрывается не в монументальных поэмах, а в миниатюрной форме чувственных стихотворных строчек. Мир Шекспира, его гамму чувств: сомнение, вдохновение, блаженство, грусть, ликование, надежду – выразила российско-белорусский хореограф Александра Тихомирова в своём новом одноактном балете «Сонеты».
«Сонеты» относятся к бессюжетным постановкам. Смысл балета – поэтическая идея, заложенная в названии каждого номера, «вытекая» из настроения, которое диктует музыка. При этом А.Тихомирова тонко «обыгрывает» тонкие общие грани, связывающие мир Поэзии и мир Танца.
И в новом одноактном белорусском балете, на основе стилизованной (под валлийскую старинную) музыки композитора Питера Уорлока и ценителя средневековой английской музыки Ральфа Воан-Уильямса в замечательном исполнении оркестра театра под руководством Ивана Костяхина - просто идеально воссоздается атмосфера куртуазного бала шекспировской эпохи. И каждый номер - своего рода микромир, так гармонично вплетающийся в общую канву макромира балета, где лейттемами выступают сфера любовных чувств и муки творчества.
Хореография А.Тихомировой – это не реконструкция старинных танцев (при всём своём привлекательно-сказочном антураже, средневековые танцы слишком целомудренны и амплитуда движений ограничена), а авторское прочтение и авторское видение Бала елизаветинского периода. Сама тема Бала, на котором, в вихре танцев, происходят знаковые события в жизни героев, в хореографии не нова (вспомним одноактные балеты Б.Нижинской, Дж.Баланчина, Д.Лишина), но каждый талантливый хореограф трактует данную тематику, исходя из своего мировосприятия и мироощущения.
Для А.Тихомировой бал – лишь каркас, сцепляющий всю конструкцию балета, в рамках которого хореограф постепенно раскрывает внутренний мир главного героя. И всё же «аромат» средневековых танцев так и витает на протяжении всего балета – начиная от церемониального «прогулочного» Бас-данса, открывающего бал, до стремительной Жиги (Sword dance – шотландского танца с мечами), завершающей эту красочную фантасмагорию танцевальных придворных танцев.
Вся хореография создаётся из «вкраплений» характерных движений старинных танцев (мягкая пластика рук с красивыми изгибами кистей, понятые вверх руки с согнутыми локтями, своеобразное соединение рук танцующих), в которых органично переплетаются элементы классического и современного балета. При этом хореограф ищет пластические образы (своего рода хореографический эквивалент), которые по силе зрительного воплощения могут приблизить к образному-эмоциональному строю каждого номера. Своеобразная томная пластика фигур в «Паване» - в танце Поэта (в великолепном исполнении Константина Героника) и его музы – Любви (в исполнении артистичной, обладающей выразительным жестом Яны Штангей); пленительные «поющие» линии рисунка, возникающие на глазах, словно облако грёз в «Pieds-en-l`Air» - танца главного героя и Мечты (завораживающая певучая пластика Ирины Еромкиной), столкновение чувств в «изломанном» рисунке в «Тордион» - трио Поэта с его Вдохновением – Белым Ангелом (Татьяна Васильченко) и Сомнениями – Чёрным Ангелом (Валерия Грудина).
Сценография спектакля (в виде листов с исписанными стихами) и великолепные стилизованные костюмы Екатерины Булгаковой лишь усиливают «аромат» поэтической притягательности эпохи Шекспира.
В новом балете «Сонеты Шекспира» много смысловых подтекстов, они побуждают зрителей окунуться в мир грёз, фантазий и страданий великого Поэта. Это и издевательский смех толпы и Возлюбленной, отвергающей (под взволнованно-выбивающийся ритм сердца Поэта) его любовь. Это и противоречия в виде Ангела и Демона, терзающие душу главного героя. Это и маска, которую Поэт надевает в финале, словно скрывая своё истинное лицо и отсылая к несмолкаемым дискуссиям литературоведов, кому на самом деле принадлежат стихи – малообразованному владельцу театра Уильяму Шекспиру, блестяще образованному аристократу и дипломату Роджеру Меннерсу или известному философу и политику Френсису Бэкону. Это и публика, вдохновляющая и она же низвергающая Поэта. Но именно в толпе истинный Художник находит прообразы своих будущих поэм (в финале толпа в масках застывает в нарочито-театральных позах). А поэту остаётся лишь мечта, озаряющая темень окружающего мира и вдохновляющая его на создание новых бессмертных строк под волшебную музыку знаменитой средневековой песни «Greensleeves» («Зелёные рукава»), и его стихи, запечатлённые в пожелтевших от времени листах, уходящие, вернее, улетающие в Вечность.
Новый спектакль - синтетический, сочетает в себе элементы музыкального и драматического театра: танец и стихи поэта в декламации Валерия Анисенко. И всё же весьма символично, что в качестве эпиграфа А.Тихомирова выбирает не слова великого английского поэта, а бессмертную строку Анны Ахматовой, так точно передающую труд и муки творчества каждого творческого человека – будь то поэт, композитор, хореограф, художник или исполнитель: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…».
Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, либреттист, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.
С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и СНГ (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru, Realnoevremya.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия), “Партер” (Беларусь).
Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.