Архив новостей

Большие надежды молодых вокалистов

 

Генеральный партнер


 

 

Большие надежды молодых вокалистов

(об итогах второго тура IV Минского международного Рождественского конкурса вокалистов)

Улькяр Алиева

 

В современном мире академического искусства в целом и в оперном, в частности, - конкурсы вокалистов имеют большое значение для начинающих молодых оперных исполнителей. Именно на конкурсах приобретается бесценный опыт выступления на профессиональной оперной сцене и общения с публикой, вырабатывается объективная оценка своих музыкальных способностей исходя из выступлений других конкурсантов, завязываются профессиональные связи (особенно если среди членов жюри присутствуют профессиональные импресарио, помогающие пробиться на оперный Олимп).

И в этом смысле Минский конкурс постепенно, но верно завоёвывает звание одного из масштабных и авторитетных состязаний молодых оперных исполнителей. Этому способствует не только объективная оценка его итогов (что высоко ценится в музыкальном мире, подуставшем от протежирования на музыкальных конкурсах «своих людей и учеников»), но и послеконкурсного развития исполнительской карьеры победителей и призёров Минского форума (что весьма важно и ценно для талантливых, но неизвестных широкой публике молодых вокалистов). Уже можно утверждать, что белорусский форум дал «путёвку в жизнь» многим победителям и призёрам конкурса, а публике представил возможность открыть для себя новые имена. Среди них Рамиз Усманов, Мария Шабуня, Валентина Феденёва, Лаша Сеситашвили. Надежда Павлова, Михаил Малафий, Елена Стихина, Тигран Оганян, Андрей Немзер, Зарина Абаева и др. Не забывает своих победителей и Большой театр Беларуси, периодически приглашая полюбившихся белорусскому зрителю исполнителей принять участие в своих очередных оперных постановках в течение всего театрального сезона. И сам факт – 231 заявка от молодых вокалистов из 20 стран и расширение географии участников – уже ярко показывает стабильный рост интереса к Минскому конкурсу. Цифра довольно солидная. Однако количество не всегда знаменует качественный показатель. Минский конкурс вновь, как «лакмусовая бумага», проявил все актуальные проблемы современного вокального искусства.

Во-первых, отсутствие теноров. При дефиците хороших теноров на мировых оперных подмостках каждый раз на конкурсах с нетерпением ожидаешь выступления молодых теноров с робкой надеждой: «А вдруг…». Чуда не произошло. Если на прошлогоднем конкурсе во второй тур вышли четыре тенора, то на сей раз только один – Александр Гелах (Беларусь), и это уже априори (по умолчанию) выводит его в финал.

Этот конкурс оказался поистине королевским для баритонов – думается, жюри было довольно трудно выбрать из семи конкурсантов тех, кто бы удостоился чести выступать в финале, потому что все полуфиналисты показали замечательные голоса и грамотное голосоведение (в целом баритонов было восемь – китайский исполнитель Чан Чэн хотя и был «де юре» отмечен как бас-баритон, но «де факто» оказался лирическим баритоном и басового «оттенения» слышно не было). Были представлены два, но роскошных баса.

Мужская половина конкурса оказалась самой сильной стороной конкурса – практически все конкурсанты выступили ярко и были достойны выйти в финал. Отметим вдумчивое пение и грамотное голосоведение Чан Чэна (Китай), Станислава Ли (Казахстан), Левана Табатадзе (Грузия), Константина Сучкова (Россия) и совсем ещё молодого, но очень перспективного Владислава Витушко (Беларусь). Помимо прекрасных вокальных данных нельзя не отметить великолепное артистическое обаяние Сергея Кайдалова (Россия), Саргиса Бажбеук-Меликяна (Армения), Артура Каипкулова (Россия/Башкортостан), которые даже своё конкурсное концертное исполнение умудрились превратить (на радость зрителям) в мини-спектакль. При этом российский баритон Марат Мухамедзянов настолько эмоционально проникся образом своего персонажа при исполнении арии Риголетто «Куртизаны, исчадье порока» из одноимённой оперы Дж.Верди, что с настоящими слезами на глазах со слов «Ну, вот я плачу» умолял жюри вернуть ему дочь.

Если и далее провести краткую сравнительную характеристику с предыдущим конкурсом, то на сей раз в дефиците оказались и меццо-сопрано – всего три исполнительницы вышли во второй тур по сравнению с пятью прошлогодними. Довольно благоприятное впечатление своим сочным меццо оставили белорусская вокалистка Анастасия Кардаш и Анастасия Твердохлиб (Украина/Молдова). Исполнение молодого казахского меццо Эльмиры Шпекпаевой было отмечено интонационным «шатанием» и напряжёнными «верхами».
Натужные и даже сорванные верхи, при общем благоприятном впечатлении от выступлений на конкурсе, – стали «ахилесовой пятой» российского баритона Антона Зараева и сопрановых исполнительниц – Марины Наймитенко (Украина) и россиянки Анны Налбандянц. Думается, было бы лучше для вокалистов грамотно подобрать музыкальный материал, исходя из возможностей своего голоса.

Интересными оказались выступления лирико-колоратурных сопрановых исполнительниц. Хрупкая и нежная с хрустальном чистым звуком Ксения Прошина (Россия) идеально вписалась в образ Снегурочки, однако была абсолютно безэмоциональна в образе взволнованной и охваченной восторгом Лючии ди Ламмермур. Не менее эффектная колоратура Маргариты Левчук (Беларусь) также оставила неоднозначное впечатление, певица ярко исполнила первую арию Царицы Ночи и несколько смазала причудливые и кружевные пассажи арии Шамаханской царицы. Исполнение Зоей Петровой арии восточной красавицы выделялось более отчётливой подвижностью в пассажах, однако отсутствие чёткой дикции и бедность динамических оттенков несколько нивелировали все усилия российской вокалистки.

У Анжелы Шагаровой (Казахстан) и Эльнары Мамедовой (Азербайджан) хороший вокальный потенциал - наличие сочного и объёмного звука. Однако не хватает профессиональной подготовки в трактовке исполняемых произведений и, как следствие, напряженное форсирование звука и неумение филировать звук. Несмотря на сложную и грамотно подобранную программу «зажатость» голоса несколько нивелировала общее впечатление от выступления российской колоратуры Надежды Игнатьевой.

Более порадовали своим выступлением лирико-драматические сопрановые вокалистки – Ольга Зайцева (Эстония), весьма проникновенно исполнившая арию Лиу из оперы «Турандот» Дж.Пуччини и Ольга Рудик (Украина), проникновенно исполнившая арию Лизы «Уж полночь близится» из оперы «Пиковая дама» П.И.Чайковского (общее впечатление немного «смазывали» резкие призвуки в верхах). При таких крепких и объёмных голосах, как у Марии Галкиной (Беларусь) и Анны Авякян (Россия), всё же хотелось услышать многообразие динамических оттенков.

Запоминающимися стали выступления украинской исполнительницы Ксении Бахритдиновой, ярко (и в плане вокального исполнения, и в плане актёрского воплощения) исполнившей арию Чио-Чио-сан «Un bel di vedremo» и думку Параси из «Сорочинской ярмарки», и молодой вокалистки из Франции Элен Карпантье, трогательно выговаривавшей русский текст в ариозо Иоланты из одноимённой оперы П.И.Чайковского и свободно-полётно, лучезарно раскрывшей радость Маргариты в арии с жемчугом из оперы «Фауст» Ш.Гуно. А открытием конкурса уже можно назвать российское лирико-драматическое сопрано Анжелику Ваккасову. Анализировать какие-то мелкие помарки, свойственные любой вокалистке, думается, не стоит, так как сам по себе голос сильный и тембрально богатый.

Отдельной строкой хотелось бы отметить, что при наличии интересных и талантливых вокалистов на конкурсе несколько удручает отсутствие разнообразия в заявленной программе. Абсолютными лидерами среди исполняемых номеров у баритонов стали ария Грязного и Пролог из оперы «Паяцы» (дошло до абсурда, когда двое баритонов – А.Зараев и С.Кайдалов в своих выступлениях исполнили идентичные номера). У сопрановых исполнительниц первенствовала ария Марфы «Иван Сергеевич, хочешь в сад пойдём». Хотелось бы отметить, что когда исполняются «незаезженные» номера, то это лишь прибавляет положительных впечатлений к выступлению самих вокалистов (отражает многообразие художественных интересов и исполнительского стиля конкурсантов и их педагогов), и данные номера не менее интересны самим членам жюри и слушателям.

Что же, уже определились десять финалистов конкурса, желающих сделать очередной шаг, приближающий их к звёздной высоте. В сопровождении симфонического оркестра Большого театра Беларуси финалисты выступят в паре с ведущими и именитыми белорусскими солистами оперной труппы театра. И можно быть уверенным, что очередной яркий финал Минского Рождественского конкурса вокалистов подарит много волнительных мгновений самим конкурсантам и восхитительных минут белорусским меломанам и гостям оперного форума.

 

 

 

Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, либреттист, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.

С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и СНГ (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru, Realnoevremya.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия), “Партер” (Беларусь).
Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партнеры показа спектакля «Кармен» в Минске

 

  

 

 

 

 

(Показ спектакля финансируется из средств города Белостока)

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ