Архив новостей

Критик Улькяр Алиева о конкурсе

 

 ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

 

Большой театр Беларуси вновь зажигает новые звёзды

Улькяр Алиева



Феерическим финалом завершился IV Минский Международный Рождественский конкурс вокалистов, удачно сочетающий в себе элементы представления и академического концерта (в формате semi-stage).На сей раз перед членами жюри, в составе которого, помимо известных деятелей культуры Беларуси, вновь приняли участие директор «Опера Европа» Николас Пейн, редактор известного журнала «Опера» Джон Эллисон, знакомый по белорусской постановке «Пиковой дамы» театральный режиссёр и директор Софийского национального театра оперы и балета Пламен Карталов, генеральный директор Немецкой оперы на Рейне Кристоф Мейер, немецкий режиссёр и председатель международного конкурса молодых исполнителей итальянской оперы Competizione dell’Opera Ханс-Йоахим Фрай, президент и художественный руководитель музыкального фестиваля «Лирические ночи в Марманде» и Международного конкурса вокалистов в Марманде Филипп Местр, приглашенный дирижер Большого театра Беларуси и художественный руководитель фестиваля «Аль-Бустан» в г.Бейруте Джанлука Марчано, художественный руководитель Международного фестиваля оперной музыки Prom Fest в г.Пярну Эрки Пэхк, кастинг-директор Лионской национальной оперы Роберт Кёрнер, а также представители международных артистических агентств - Валерий Серкин («TACT», Австрия) и Андрей Петров(«ArtMaks», Германия).


В финал вышли всего 10 конкурсантов, которые в сопровождении симфонического оркестра Большого театра Беларуси выступили в паре с ведущими и именитыми белорусскими солистами – Татьяной Гавриловой, Еленой Золовой, Мариной  Аксенцовой, Станиславом Трифоновым, Эдуардом Мартынюком и Александром Краснодубским.


Серьёзные выводы и обобщения будут сделаны специалистами вокального исполнительства позже. Нам бы хотелось поделиться первыми непосредственными впечатлениями от финала конкурса.


Заключительная сцена Татьяны и Онегина из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского оказалась несчастливой для двух финалистов – украинского сопрано ОльгиРудик (тембр объёмный, достаточно полётный, однако всё пропевалось одним звуком) и российского баритона Сергея Кайдалова, который блестяще выступил во втором туре конкурса, но в финале исполнитель (хотя и вновь покорил публику своим необычайным по звучности, силе и красоте баритоном), однако подрастерял весь свой артистический шарм – как можно признаваться в любви не глядя на объект своего влечения?


Совсем ещё юная, 22-летняя очаровательная француженка Элен Карпантьев партии Джильды в дуэте с отцом из оперы «Риголетто» Дж.Верди покорила по-девичьи свежим, звонким и чистым голосом; армянский бас Саргис Бажбеук-Меликян органично смотрелся в партии великодушного восточного хана Кончака из оперы «Князь Игорь», а российский баритон  Константин Сучков проявил недюжий комический талант, пытаясь в дуэте Фигаро и Розины из оперы «Севильский цирюльник» Дж.Россини воспроизвести с гитарой характерную манеру исполнения современных рок-гитаристов.


Украинское сопрано Ксения Бахритдинова, ярко выступившая во втором туре, решила в качестве финального выступления исполнить сцену письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. Риск, и серьёзный – для того, чтобы спеть такую развёрнутую сцену и не потерять «нить» и пульс вокального повествования о метании девичьей души, всё же нужен солидный сценической опыт исполнения пушкинской провинциалки. Довольно ярким стало выступление в финале белорусского сопрано Маргариты Левчук в партии Виолетты в вокальном дуэте и психологической дуэли с Жермоном-С.Трифоновым  из второго акта оперы «Травиата» Дж.Верди.


И абсолютно покорил дуэт Чио-Чио-сан в исполнении российского спинтового сопрано Анжелики Ваккасовой, которое стало открытием конкурса. Любовное признание японской гейши в её исполнении было исполнено настолько идеально, что вокалистка уже сейчас может выступить в полнометражной постановке оперы Дж.Пуччини. Приятно поразил и её минский партнёр -  Эдуард Мартынюк, заставляя японскую «бабочку» (как и добрую женскую половину зрительного зала) на время поверить, что мужчины могут быть весьма убедительными в заверениях любви и в порыве страсти носить своих партнёрш на руках.


Белорусское сопрано Мария Галкина, довольно убедительно выступившая во втором туре конкурса, в финале несколько робко сопротивлялась ненавистному графу Луне (думается, немного сценической практики, и вокалистка в полной мере сможет проявить свой талант). Второй белорусский финалист – Александр Гелах искренне восхищался своей партнёршей Мими-Татьяной Гавриловой и нашёл потерянный героиней ключ не только на сцене, но и в сердцах зрителей.


Приятным дополнением к финалу конкурса стало его третье отделение, в котором руководство Большого театра Беларуси, специально (дабы избавить публику от «технической паузы» - ожидания во время голосования жюри), подготовила своеобразный концерт оперных «хитов» с участием солистов театра – очаровательных Ирины Кучинской, Марии Шабуни, Екатерины Михновец и обаятельного Александра Михнюка.


В качестве приглашённого гостя в концертном отделении выступил обладатель уникальных вокальных данных - Ильхам Назаров (на оперной сцене азербайджанский исполнитель выступает и как баритон, и как контртенор). В целом творчество Ильхама Назарова весьма показательно для молодых конкурсантов, которого можно с полным основанием охарактеризовать «self-mademan» (человек, сделавший себя сам благодаря упорному труду и вере в свои силы). В любовном дуэте из оперы К. Монтеверди «Коронация Поппеи» с великолепной белорусской партнёршей Татьяной Гавриловой И.Назаров околдовывал  не только магией своего голоса, филигранными фиоритурными изысками, но и осмысленным пением. Данный дуэт, как и каватина Алеко из одноимённой оперы С.Рахманинова в исполнении замечательного белорусского бас-баритона Анатолия Сивко, стал подлинным украшением третьего отделения финального гала-концерта.


Итоги и призёры IV Минского Международного Рождественского конкурса вокалистов уже известны. Нам бы хотелось отметить трогательное признание победителя конкурса – С.Бажбеук-Меликяна о своих белорусских корнях и его мечту посетить Беларусь. Мечта осуществилась, и его первое посещение белорусской земли стало поистине запоминающимся для него. Так же искренне и непосредственно радовалась М.Галкина, услышав от генерального директора Большого театра Беларуси Владимира Павловича Гридюшко о её зачислении в оперную труппу театра.


Что же, завершился очередной конкурс на сцене Большого театра Беларуси. А это значит, что по минскому музыкальному рождественскому небосклону вновь протянулась яркая и столь желанная для талантливых молодых вокалистов полоса Млечного пути,  освещающая дорогу к успеху на оперной сцене.
 

 

 

 

 

 

 

Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.


С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия).
Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ