Архив новостей

Памяти выдающегося режиссера

Опера – величайшее достояние человеческого гения – живет, движется и не собирается умирать.
Я верю в ее будущее, ибо нет ничего более благородного и волнующего, чем прекраснейший СОЮЗ МУЗЫКИ И ТЕАТРА!

С.Штейн

 

С именем режиссера Семена Александровича Штейна связана целая эпоха в истории Большого театра Беларуси. Он появился здесь в 1970 году, успев поработать в оперных театрах Куйбышева, Воронежа, Новосибирска.

Творчество С.Штейна определяли глубокое понимание музыкально-драматургических особенностей произведения, точная разработка ролей, выразительность сценической формы. Ученик Б. Покровского, при постановке С.Штейн ориентировался на создание монументальных спектаклей. Одной из самых масштабных его работ, спектаклем-легендой, стала опера «Война и мир» С.Прокофьева (1985).

Важным вкладом С.Штейна в белорусское искусство являлись его постановки национальных опер. Среди национальных спектаклей, поставленных режиссером, «Зорка Венера» (1970) и «Новая зямля» (1982) Юрия Семеняко, «Джордано Бруно» (1977) Сергея Кортеса, «Сівая легенда» (1978) Дмитрия Смольского, «Сцежкаю жыцця» (1980) Генриха Вагнера. Последним спектаклем режиссёра также стало произведение отечественного композитора: «Князь Новоградский» Андрея Бондаренко (1992).

Среди работ С.Штейна на белорусской сцене также постановки опер «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова, «Фауст» Ш.Гуно (1972), «Сельская честь» П.Масканьи, «Борис Годунов» М.Мусоргского (1974), «Пиковая дама» П.Чайковского (1983), «Бал-маскарад» Дж.Верди (1988), «Миндия» А.Тактакишвили (1973), «В бурю» Т.Хренникова (1975), «Маддалена» С.Прокофьева (1989).

Работая в Беларуси, режиссер продолжал ставить спектакли в театрах всего Советского Союза и за рубежом. На сцене Большого театра СССР в Москве он осуществил постановку пяти оперных спектаклей («А зори здесь тихие…», «Бал-маскарад», «Паяцы», «Сельская честь» и «Фауст»), в Кировском (Мариинском) театре поставил оперу «Сила судьбы», также ставил спектакли в Казани, Перми, Тбилиси, Каунасе, Свердловске и других городах.

С.Штейн был среди тех деятелей театра, кто с энтузиазмом воспринял идею создания Клуба друзей оперы и лично участвовал в самых интересных его начинаниях. Специально для Клуба он подготовил монтаж оперы С.Кортеса «Матушка Кураж» и поставил оперы «Медиум» Дж.Менотти и «Альпийская баллада» В.Губаренко.

Семён Александрович ушёл из жизни 25 августа 1993 года. Его скоропостижная смерть не дала реализоваться многим творческим планам и идеям. Но театру и коллегам остались заложенные им традиции, спектакли, ставшие вехой в истории и его личный пример отношения к профессии и искреннего служения искусству.

«Взглянув сегодня на сделанное Штейном, который, казалось бы, никогда не был в режиссуре революционером, нельзя не осознать, насколько и по сей день актуальными остаются его уроки и пророчества - во всех областях, - пишет о С.Штейне музыкальный критик Надежда Бунцевич, - Это необходимость развития камерной оперы как лаборатории оперного искусства. Важность освоения нового, ранее неизвестного репертуара разных стилей и эпох. Синтез не только жанров, но и разных видов искусств. «Паутинки» психологических тонкостей, которые не только никогда никому не наскучат, но и будут меняться, развиваясь с каждым последующим показом спектакля и тем самым обеспечивая последнему долгожительство. Это партнерские взаимоотношения с коллегами (а ими были для Штейна все — от артиста до работника пошивочного цеха), позволяющие добиться большего, чем может дать авторитарность».

5 января спектакль «Бал-маскарад», поставленный Семеном Александровичем Штейном ровно 30 лет назад, Большой театр Беларуси посвящает памяти выдающегося режиссера. 7 января ему исполнилось бы 90 лет.

 

 

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ