Архив новостей

Памяти дирижера

 

24 ноября представление оперы «Аида» посвящается 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Беларуси дирижера Иосифа Абрамиса (1918–1984). 

«Когда я становлюсь за пульт, то забываю обо всем на свете и стремлюсь к тому, чтобы искусство нашло путь к сердцу слушателя. Ибо только тогда я по-настоящему счастлив», - признавался выдающийся дирижер, посвятивший Большому театру Беларуси почти всю свою жизнь. С 1936 года, еще будучи студентом первого курса Белорусской государственной консерватории, которую закончил по классу валторны, Иосиф Абрамис играл на этом инструменте в оркестре нашего театра. Позже, в 1948 году, стал хормейстером, тоже совмещая работу с учебой — в консерватории, но уже по классу оперно-симфонического дирижирования. Получив второй диплом, с 1951 года три десятилетия работал дирижером нашего театра.

«Для многих людей выбор профессии, своего пути в жизни представляет немалую сложность, а иные, по собственному признанию, так и занимаются своим делом. Мне повезло. Я уже в детстве знал, что только музыке и театру отдам всю свою жизнь. Немалую роль, конечно, сыграло здесь то, что я вырос в театре, где мой отец был артистом хора, и с самых первых шагов атмосфера театра, этот особый театральный воздух стали для меня жизненно необходимы», — вспоминал позже дирижер.

В репертуаре Иосифа Самуиловича было 47 спектаклей, из них в 34-х он был дирижером-постановщиком. Среди его работ «Князь Игорь» А.Бородина, «Русалка» А.Даргомыжского, «Аида», «Риголетто», «Отелло», «Бал-маскарад» Дж.Верди, «Искатели жемчуга» Ж.Бизе, «Фауст» Ш.Гуно, «Спартак» А.Хачатуряна, «Дон Паскуале» Г.Доницетти. Под его руководством шли национальные спектакли «Михась Подгорный» Е.Тикоцкого, «Соловей» М.Крошнера, «Князь-озеро» В.Золотарева, «Зорка Венера» Ю.Семеняко и др. И каждой премьере предшествовала кропотливая ежедневная работа дома за партитурой, в классе с солистами, на репетициях с оркестром.
«Работа над новым спектаклем для меня начинается задолго до встреч с солистами и оркестром, особенно если это музыкальное произведение малоизвестно и у нас прежде не ставилось. Недостаточно изучить партитуру и клавир, образно говоря, надо сделать произведение «своим», то есть знать о нем по возможности все. Вот я и начинаю изучать творчество композитора, эпоху, в которой он жил, историю создания произведения, период в творчестве и особенности этого периода, ищу литературу и живопись, прямо или косвенно имеющие отношение к произведению. В общем, стараюсь представить себе образный строй будущего спектакля как можно ярче. Потом начинаются встречи с сопостановщиками. И тут очень важно взаимопонимание между режиссером и дирижером, их умение найти оптимальное решение спектакля. При этом идет работа с солистами в классах корректуры с оркестром, сценические репетиции, генеральные, прогоны, сдачи... и, наконец, премьера. Но тут в дирижерском искусстве выявляется еще один немаловажный аспект: воплощая свои замыслы, он не должен подавить при этом индивидуальности музыкантов. Требуются еще и педагогические способности, умение найти подход к человеку", - таким было кредо и метод работы дирижера.

Вот что вспоминает о дирижере народный артист Беларуси знаменитый бас Виктор Чернобаев: «Иосиф Абрамис был замечательным дирижером — требовательным и профессиональным. И прекрасным человеком — воспитанным, интеллигентным. Поверьте, это сочетание ремесла и таланта с лучшими человеческими качествами встречается не так часто, как хотелось бы. Поэтому вспоминаю Иосифа Самуиловича всегда с радостью и благодарностью. Именно с ним я готовил свою первую партию в нашем театре — отца кавалера де Гриё в опере Массне «Манон». А потом был Монтероне в «Риголетто» Верди, множество других оперных партий.

Он был предан театру. И с большой теплотой и вниманием относился ко всем нам. Никогда не забывал показывать вступления певцам. Кто-то, вероятно, посчитает это мелочью, но есть ряд дирижеров, которые помнят про соло в оркестре, но не считают нужным подсказывать вступления вокалистам: мол, они и так свою партию знают. Конечно, знают! Но, войдя в свою роль, могут и «заиграться». Да и вообще, если видишь в дирижере своего союзника и главного помощника, петь намного легче. Абрамис был именно таким».

24 ноября в спектакле, посвященном 100-летию Иосифа Абрамиса, ведущие партии исполнят лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра Наталия Тимченко (Аида), народный артист России, солист Мариинского театра Владимир Галузин (Радамес), заслуженная артистка Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Оксана Волкова (Амнерис), заслуженный артист Республики Беларусь Владимир Громов (Амонасро), заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Валентий (Рамфис). За дирижерским пультом – главный дирижер театра заслуженный артист Украины Виктор Плоскина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ