Архив новостей

Минский конкурс зажигает новые имена

 

Улькяр Алиева

Очередной, уже V Минский международный Рождественский конкурс вокалистов, вновь прошел в рамках Минского международного оперного форума. Было заявлено более трехсот участников. В этом году солидная география конкурса стала ещё шире. Фактически в Минск приехали 170 молодых оперных исполнителей – и это внушительная цифра для конкурса.

Такие мероприятия всегда дают материал для серьезных размышлений о путях развития настоящего и ближайшего будущего академического вокального искусства. Но выводы и обобщения – дело будущего. Автору этих строк хотелось бы поделиться лишь непосредственными впечатлениями об итогах конкурса.

Сознательно пропуская выступления исполнителей первого тура (в большинстве своем он носит чисто «технический» характер и охватить такое большое количество участников не представляется возможным), подведем итоги второго и третьего этапа.

Итоги второго тура
Второй тур ясно показал, что хорошие вокальные данные еще не определяют в певце художника. Здесь важнее вокальная школа, культура исполнения, умение извлечь из своего голоса максимально богатую гамму красок, полутонов, а также артистичность – целый комплекс качеств, вырабатываемых упорным трудом. Все они необходимы оперному артисту, иначе он рискует превратиться в звукоизвлекающий «аппарат».

У преобладающего большинства конкурсантов замечались одинаковые недостатки: «зажатые» голоса с невыравненными регистрами, «стыки» которых отлично слышны; отсутствие грудных и красивых верхних нот; слабое владение искусством звуковедения и, как следствие, отсутствие динамических градаций. Надеяться, что при таком положении дел может быть хорошая дикция, не приходится. В этом отношении вокалистам из постсоветского пространства можно поучиться у зарубежных конкурсантов, в частности, впечатление произвел венесуэльский тенор Сульбаран Ойката Андрес Эстебан и баритоны – Тоньон Но (Республика Корея) и американец О'Хэнлон Эмметт, у которых «русская часть» программы была исполнена дикционно чисто.

Участники второго тура – российские вокалистки Полина Кумылганова (сопрано) и Анна Синицына (меццо-сопрано), белорусский баритон Денис Янцевич и бас-баритон Андрей Селютин обладают очень хорошими певческими данными, но не могут их раскрыть в полной мере из-за ряда недостатков вокального мастерства. Многие конкурсанты выражение «высокая позиция» («высокое звучание») трактуют весьма своеобразно. Стремясь к ней, вокалисты, напрягаясь, высоко поднимают гортань, снимая дыхание с опоры. Обладательница сильного объемного голоса – белорусское сопрано Марта Данусевич мало заботится о выровненности регистров (не говоря уже о верхах, взятых с напором). Резкость верхних нот снижала общее впечатление от ее исполнения. В выступлении украинского баритона Богдана Панченко была энергия, напор… и никаких колористических переходов. А ведь названные выше конкурсанты обладают весьма хорошим потенциалом.

Еще одна проблема, характерная для российских, украинских и белорусских вокалистов – это порой очевидный «белый» звук (открытое «плоское» звучание без округлого «прикрытия»). Данное звукоизвлечение было особенно заметным в исполнении российского сопрано Екатерины Морозовой, украинского баритона Игоря Евдокименко, белорусского тенора Романа Круковича, белорусского меццо Дарьи Шкредовой (единственного меццо, прошедшего на второй тур), украинского тенора Олега Ланового. Возможно, это связано с тем, что обучение на постсоветском пространстве базируется на приемах русской вокальной школы (связанной с фонетикой русского языка). Данный звук приемлем для русского репертуара, но немного резковат для округло-пластичного репертуара западно-европейских композиторов в целом и для итальянской оперной классики, в частности.

Украинский баритон-красавец Олександр Киреев запомнился как единственный исполнитель барочной музыки во втором туре (!!!) и при этом несколько странным исполнением Г. Ф. Генделя. Исполнение арии Арганте из оперы «Ринальдо» могло бы быть интересным, если бы вокалист, не обладая природной подвижностью голоса, нашел в фиоритурах больше музыки и смысла (певец просто «утонул» в вокальных каскадах). Да и в последующей знаменитой арии Елецкого «Я вас люблю» верхи были не всегда точны.

Именно выступление О. Киреева заставляет задуматься об обязательной программе конкурса. По конкурсному требованию, участники во втором туре должны представить по одному номеру западно-европейской и русской классики. Однако, как показал второй тур, в выборе русской программы, конкурсанты (не мудрствуя лукаво) выбирают «хитовые» номера русского классического оперного репертуара (одни и те же – два-три номера). К примеру, во втором туре у баритонов два исполнения арий Елецкого «Я вас люблю» из оперы «Пиковая дама и «Кто может сравниться с Матильдой моей» из оперы «Иоланта» П. И. Чайковского (на прошлом конкурсе ария Грязного из оперы «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), у лирических теноров три исполнения арии Ленского «Куда, куда» из оперы «Евгений Онегин», у лирико-колоратурного сопрано, как и на предыдущем конкурсе, четыре исполнения арии Марфы «Иван Сергеевич, хочешь в сад пойдем» из оперы «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.

В связи с этим, возможно, стоит включить на выбор, в качестве обязательной программы второго тура, не только произведения русских классиков, но и произведения барочных композиторов (Генделя, Баха, Монтеверди, Каччини, Глюка …). На Западе барочная музыка уже давно вошла в разряд must-have (обязательной программы) – там принято быть интеллектуалом и специалистом широкого профиля. Она требует особой техники и культуры исполнения, высокого уровня мастерства, что, безусловно, только на пользу и исполнителям, и конкурсу.

Среди вокальных открытий конкурса вокалистов, прошедших во второй тур, нельзя не отметить и отдельной строкой двух сопрановых вокалисток – россиянку Ксению Нестеренко и американскую темнокожую исполнительницу Кридл Лорен Мишель (с первого тура любимица белорусской публики), грамотное выступление российского тенора Дмитрия Иванчея, крепкие басы Юрия Власова (Россия) и Гиоргия Годердзишвилли (Грузия). Все перечисленные вокалисты прошли в третий тур. А также очень выразительное и запоминающееся выступление Андрея Борисенко (к сожалению, российский баритон не прошел в финал конкурса).

Хотелось бы отметить момент, несколько озадачивший во втором туре – это работа некоторых концертмейстеров. Еще два года назад автор данных строк отмечала великолепное музыкальное сопровождение аккомпаниаторов. Что случилось на сей раз – вопрос, который, думается, уже в следующем конкурсе вокалистов благополучно разрешится.

Вокальные баталии третьего тура
Третий этап минского конкурса молодых оперных исполнителей всегда пользуется огромным интересом у публики. Этому способствует замечательный формат, в котором он проводится (финалисты выступают не просто в сопровождении симфонического оркестра театра, а участвуют в театрализованных сценах, где могут в полной мере проявить свои вокальные данные и актерский талант), а также непосредственное участие самих зрителей в итогах голосования (специальный приз зрительских симпатий). На сей раз приз зрительских симпатий достался великолепному сопрано Кридл Лорен Мишель.

Программа третьего тура радовала разнообразием. Приятным сюрпризом вечера стало отсутствие дублирующих номеров – никаких «двойных» Татьян, Розин или Виолетт. Каждый номер – это новая сцена.

Уже после второго тура обозначились три ярких фаворита на победу – это корейский баритон Тоньон Но, американский баритон О'Хэнлон Эмметт и роскошное лирико-драматическое сопрано Кридл Лорен Мишель. Однако окончательное решение международного жюри конкурса оставило неоднозначное впечатление.

Результаты V Минского международного Рождественского конкурса вокалистов уже хорошо известны, однако хотелось бы оценить и осмыслить выступление всех конкурсантов в финале. Среди басов явно предпочтительнее выглядел российский бас Юрий Власов, исполнивший рассказ Феррандо из оперы «Трубадур»Дж.Верди и к исполнению которого особо не придерешься. У грузинского баса в арии Гремина из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского явно «буксовали» низы. Да и само любовное признание не было наполнено эмоциональное теплотой – немного отстраненно, без внутренней динамики.

Российское сопрано – очаровательная Екатерина Морозова весьма выгодно подобрала номер для третьего тура – сцену финального объяснения Татьяны с Онегиным из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, где ее немного «лапидарная» подача звука была очень умело «спрятана» за бушующими эмоциями героини от встречи со своей первой любовью.

Венесуэльский тенор Сульбаран Ойката Андрес Эстебан, который запомнился своим довольно пластичным вокалом и артистизмом в предыдущих турах, на сей раз не справился со своим сценическим волнением и был неточен в чистоте интонирования в финальной сцене Альфреда с Виолеттой из оперы «Травиата» Дж. Верди. Последующее выступление российского тенора Дмитрия Иванчея на этом фоне выглядело гораздо предпочтительнее. У Дм. Иванчея небольшой диапазон, но весьма грамотно подобранный репертуар (на сей раз российский вокалист выбрал канцону Альмавивы с последующей сценой-дуэтом с Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини). Стилистика, точнее, техника бельканто в комических операх требует особой легкости и точности. Нельзя сказать, что все кружевные пассажи были исполнены идеально, но, учитывая в целом дефицит хороших вокалистов, которые могут хотя бы прилично справляться с техническими сложностями при выпевании «бисерных» фиоритур в барочных и белькантовых операх (интерес к которым с каждым годом все больше растет), то выступление можно назвать довольно удачным. Нельзя не отметить желание российского тенора «похулиганить» на сцене (благо роль просто обязывает рассмешить публику), пройдя по сцене «дорожками» в хорошо знакомом стиле Майкла Джексона.

В третьем туре приятно удивило выступление белорусского сопрано Анастасии Малашкевич (Вахомчик). Ее исполнение во втором туре нельзя назвать ярким. Но в финале вокалистка щедро одаривала зрительный зал своим теплым вокалом и эмоциональной искренностью, исполняя любовный дуэт Тоски из одноименной оперы Дж. Пуччини.

А вот великолепный корейский тенор Тоньон Но, который, поразив своим красивым, богатым голосом и замечательным артистизмом, заставил говорить о себе начиная с первого тура, в третьем неудачно выбрал сцену объяснение Риголетто с дочерью из оперы «Риголетто» Дж.Верди, где все внимание публики, исходя из музыкального текста, было направлено на исполнение не его, а его партнерши.

Обладатель сочного бас-баритона Андрей Селютин удачно вписался в образ Владимира Галицкого из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина (совсем молодому, но очень перспективному вокалисту пока еще не хватает профессионального мастерства). Российское сопрано Ксения Нестеренко, стабильно выступившая в предыдущих турах, довольно мило, аккуратно исполнила Джильду в сцене встречи с возлюбленным из оперы «Риголетто» Дж. Верди, показав регистровую ровность (без резких толчков при «переходах») и филигранную «отделку» фиоритур.

Однако истинными звездами этого вечера стали американские исполнители – О'Хэнлон Эмметт и Кридл Лорен Мишель. Это не удивительно, учитывая, что оба исполнителя — выпускники престижнейшей в сфере музыкального образования Julliard Music School.

О'Хэнлон Эмметт – удивительно завлекающий баритон. Не менее завлекающая внешность исполнителя (театр искусство визуальное, и внешность, в плане достоверного создания образа, играет важную роль)! Для финала О'Хэнлон Эмметт выбрал любовный дуэт Сильвио и Недды из веристской оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло. Мощный, полетный голос, моментами становившийся удивительно мягким и проникновенным в любовных объяснениях, уверенное владение им на протяжении всего диапазона, экспрессивная (очень выразительная) манера пения без форсирования, доставил огромную радость красотой тембра и свободными верхами. И, глядя на обнаженный рельефный торс американского вокалиста, понимаешь Недду, которая ради такого красавца-баритона изменила своему сценическому супругу.

Этот вечер оказался поистине звездным для американского лирико-драматического сопрано Кридл Лорен Мишель. Какая звуковая роскошь! Драматический дар певицы, в сочетании с магией голоса в гибкой вокальной партии, гипнотизировал от первой до последней ноты. Хотелось упиваться, смаковать каждую ноту, каждую фразу в исполнении Кридл. В партии Виолетты в ее исполнении можно было услышать красивый нежный тембр голоса, совершенное владение «аппаратом», необыкновенное чувство стиля, потрясающие верхние ноты и психологически достоверную прорисовку своей героини.

Настоящие баталии развернулись после оглашения результатов. Многие зрители и специалисты были удивлены решением жюри присудить Гран-при не яркой во всех отношениях Кридл Лорен Мишель, а довольно скромно смотрящейся на фоне выступления американского сопрано Ксении Нестеренко. В приватной беседе автора этих строк с членами жюри после оглашения результатов, многие объяснили свой выбор тем, что Кридл уже состоявшаяся вокалистка, тогда как Нестеренко только начинает свой творческий путь и данное присуждение – своего рода «аванс» молодому российскому сопрано для будущих творческих достижений. Противники данного решения выдвигают свой контраргумент: это соревнование, где должен победить сильнейший и ничто не мешает К.Нестеренко через десять лет вновь участвовать в Минском конкурсе и показать свое уже зрелое мастерство, которого она достигла за эти годы.

Как бы то ни было, такие споры всегда придают пикантность (своего рода интригу) и обеспечивают интерес к конкурсу у зрителей и у специалистов. Автор этих строк поздравляет всех победителей и дипломантов V Минского международного Рождественского конкурса вокалистов и, перефразируя начальные строки арии Ленского, в предвкушении ждет «что грядущий минский конкурс нам готовит?».
______
Нельзя не отметить огромный труд всех участников, задействованных в финале конкурса. Особых слов благодарности заслуживают замечательный оркестр Большого театра Беларуси под руководством мэтра Александра Анисимова; исполнители оперной труппы театра – Нина Шарубина, Анастасия Москвина, Татьяна Гаврилова, Елена Таболич, Владимир Петров, Сергей Франковский, Владимир Громов; режиссеры-постановщики Наталья Барановская и Дарья Потатурко и, конечно, очаровательная Ольга Кажгалиева – неизменная ведущая Минского оперного форума и конкурса вокалистов.

Также отметим оригинальную задумку организаторов конкурса, во время голосования жюри, дабы зрители не скучали, заполнить данную «техническую паузу» выступлением солистов театра – Татьяны Гавриловой, Марии Галкиной, Екатерины Михновец, Александра Михнюка, Юрия Городецкого, Андрея Валентия, а также выступлениями гостей – Анн-Софи Венсан (Франция), Сюзанн Тафо (Канада) и Хе Мюн Кан (Республика Корея), которые в сопровождении оркестра театра под руководством Вячеслава Чернухо-Волича исполнили известные классические вокальные номера.

И, окунаясь в эту красочную и разнообразную «палитру» голосов, хочется выразить свое восхищение всем участникам этого феерического вокального праздника. Праздника и для слуха, и для души.


 

 

 

 

Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.

С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия).
Автор 4 книг, 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ