Архив новостей

«Зимний путь» Ф. Шуберта

 

Франц Шуберт – композитор, обладавший исключительным даром мелодиста, создал более 600 песен, а также смог «наполнить» вокальной мелодикой все виды инструментальной музыки, в которых ему пришлось творить. Цикл «Зимний путь», написанный композитором на исходе своей жизни, является яркой вершиной жанра lied, стиля народно-бытовой песни, которой композитор открыл путь в высокое искусство. Насыщение музыки и поэзии глубоким психологизмом, тончайшая реакция вокальной мелодики на эмоциональную окрашенность и событийность стиха, искренность, интимность высказывания – эти и многие другие особенности отличают самый мрачный цикл песен Шуберта. Главная идея, способствующая объединению двадцати четырёх «ужасных песен» (как называл их сам автор), не связанных конкретным сюжетом, передаёт страдания юного героя от невозможности любить и быть любимым, обладать любимым существом. С потерей любви для героя теряется и смысл жизни. Мир становится холодным и пустым, весна появляется лишь в грёзах, а одиночество и боль навсегда поселяются в его сердце. В конечном итоге все жизненные пути ведут туда, откуда не возвращаются…

В истории вокального исполнительства существует немало интерпретаций «Зимнего пути». Каждый певец вкладывал в эту музыку своё субъективное видение и осмысление. Что касается женского исполнения этого произведения, то такие интерпретации, разумеется, не столь многочисленны, но среди них есть действительно выдающиеся образцы: Лотте Леман (запись 1940-41 гг.), Криста Людвиг (запись 1986 г.), Бригитт Фассбендер (запись 1988 г.) В нашей стране цикл был исполнен впервые, и, по словам исполнительниц, определенным ориентиром для них стало исполнение современной немецкой певицы Кристины Шефер. Работая над циклом, Татьяна Гаврилова и Ольга Запольская ставили задачу максимального погружения в психологический аспект музыки «Зимнего пути». Для исполнителей было важным подчеркнуть, вместе с основной идеей безысходности, страстную и юную личность героя, обострить конфликт между холодным миром и пронизывающей весь цикл темой бесконечной любви. Непростой задачей для оперной певицы стал выбор голосовых оттенков, поскольку стиль оперного belcanto не подходит для глубоких личностных исповедей шубертовских lied. В представленной интерпретации Татьяна Гаврилова – «душа героя» – разговаривала, демонстрируя огромное разнообразие голосовых красок, временами переходя на трепетный шепот, а иногда используя выразительный речитатив, местами не боясь открытого и плоского звука. А уместно ли традиционное «пение» у слёз, боли, страха, ветра и листвы, холода, оцепенения?...С невероятной гибкостью голос солистки сумел передать все многочисленные оттенки образов и эмоциональных состояний. Нет ни одной фразы, спетой без участия сердца. С почти гипнотической реакцией на публику прозвучала последняя песня «Шарманщик». Музыка уходила в никуда, словно прощаясь, растворялась жизнь по каплям...

Наиважнейшей ролью в песнях Шуберта наделена фортепианная партия. Эти аккомпанементные решения по большей части очень далеки от стандартных формул сопровождения. Ольга Запольская, работая над фортепианной партией вокального цикла, ставила задачу выявления фортепиано как могучего фактора художественной характеристики, элемента, обладающего своим «секретом» выразительности, без которого невозможны драматургия песни и существование художественного целого. Рояль в звучании концертмейстера то дополнял образ, раскрываемый чувственным голосом, то вдруг становился ожившей картиной холодной природы. Определённо, пройдя через этап «своего» «Зимнего пути», каждый музыкант получает неоценимый опыт общения с высоким искусством, приобретая новую ступень в своём профессиональном мастерстве. В свою очередь, слушатель, вовлечённый в это 70-минутное звучащее «действо» выносит для себя нечто важное, сродни очищению. Проникаясь смыслом и красотой этой музыки, научившись сопереживать высоким идеалам страдающего, но не сломленного героя Шуберта, понимаешь, что по-настоящему ценно в этом мире».

Рецензия Алены Марченко на вокальный цикл «Зимний путь» Ф.Шуберта в исполнении Татьяны Гавриловой (сопрано) и Ольги Запольской (партия фортепиано).

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ