Архив новостей

Балетное лето в Большом. День пятый

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР

мариинский театр

 

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

 

 

Балетная классика на минском фестивале

 

Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского из разряда «must have» (обязательного спектакля) каждого форума классического балета. О самом известном балете было столько написано, что любое из высказываний неизбежно становится повторением ранее произнесенного. Напомним лишь «ключевые» моменты. Романтическая немецкая баллада о сказочном озере и заколдованных девушках-лебедях, которым только верная любовь вернёт человеческий облик, настолько очаровала П.И. Чайковского, что он написал не менее волшебную музыку к балету на этот сюжет. Своего рода, сценическое воплощение «сказки для взрослых» – о любви и верности, о чувственных испытаниях мужской души, оттенках тьмы и света женской сущности.

 

Двойственный подтекст природы человека проявляется в действиях главного героя. Мечтательный принц Зигфрид находит свой идеал – нежную Одетту, но, увидев на балу темпераментную красавицу Одиллию, забывает о своей клятве и любви. Обескураженный собственной глупостью, в финале принц вновь возвращается к озеру. Финал балета по первоначальному замыслу был трагичен: Одетта, хотя и простила принца, не смогла пережить предательства, – и волны волшебного озера поглотили обоих. Это потом, не без «совета» высшего советского руководства, трагический финал балета заменили на счастливый, нивелируя назидательный подтекст немецкой легенды. И если на постсоветском пространстве до сих пор сохранилась «сталинская трактовка» финала, то на Западе чаще отдают предпочтение подлинному драматическому замыслу балета, при этом сохраняя старинную классическую эстетику в виде пантонимных диалогов.

 

Неискушенная публика идет на знаменитый балет, профессионалы — на исполнителей. Тем более что в рамках фестиваля «Балетное лето в Большом» у минских балетоманов есть возможность познакомиться с творчеством признанных зарубежных исполнителей в столь знаковом спектакле, сравнить выступления именитых гастролеров. Удивительным культурно-природным феноменом ознаменовался пятый день проекта. На сцене – классическое музыкально-хореографическое «Лебединое озеро» – чувственное, страстное, мятежное. А уже за стенами театра – ливень «стеной» и селевые потоки, грозящие превратить улицы белорусской столицы во вполне осязаемый водный омут. Если реакция погоды оказалась гармоничной с сюжетной и музыкальной составляющими балетного шедевра П.И. Чайковского, то несколько безликое выступление приглашённых исполнителей главных партий подвергло риску превратить балетное «Озеро» в небольшое болотце.

 

Вместо выступления на минской сцене столь ожидаемой публикой музы Начо Дуато – Екатерины Борченко, которая получила травму, выступили солисты «Стасика»: обаятельная Эрика Микиртичева в двойной партии Одетты и Одиллии, а в партии Зигфрида – Денис Дмитриев, по внешним параметрам весьма соответствующий роли принца-романтика. Но, как показал вечер, замена оказалась неравноценной.
Особого образного контраста между трогательной Одеттой и коварной соблазнительницей Одиллией в исполнении Эрики Микиртичевой не ощущалось (ни протяжённости линий Белого лебедя, сплетённых в единый танцевальный узор, ни скульптурной чёткости движений Чёрного лебедя), хотя артистизмом можно было скрыть многие технические погрешности.

 

Белый лебедь с самой первой встречи с принцем получился весьма экспрессивным. Не беспомощное испуганное хрупкое чудо и трогательная затаённая грусть в любовном adagio, а довольно решительная заколдованная красавица, которая видит в партнёре шанс избавиться от заклятия. Хотя глядя на очаровательного француза Эвена Капитена в партии Ротбарта с выразительно-красивой пластикой рук (таким рукам может позавидовать любая прима и остаётся только жалеть, что костюм с крыльями частично нивелировал всю красоту движений рук исполнителя), женская половина зала не понимала желания Белого лебедя избавиться от пусть и демонического, но такого галантного поклонника.

 

Надежда оставалась на «чёрный» акт, но характерный пульс и нерв, свойственный этому блистательному действию и самой стервозной Одиллии также замечены не были. А исполнение облегчённой григоровической «гобойной» вариации, дьявольского фуэте, далеко за пределами «пятачка», выход в арабеск в заключении второго акта без хлёсткого и чёткого выпрямления свободной ноги – ожидание зрительного зала не оправдали.

 

Несмотря на то, что в партии Зигфрида партнёром Э. Микиртичевой выступил её коллега по московской сцене Денис Дмитриев, особой «сыгранности», привычного эмоционального отклика, согласованности между исполнителями замечены не были. Зигфрид–Д. Дмитриев оказался не «молодым Вертером», проходящим через испытания, страдания, борющимся за свою любовь, а настоящим интровертом (обращаясь к юнгинианской типологии) с созерцательным подходом к жизни и романтической отстраненностью. Отметим лишь сольные вариации Зигфрида–Д. Дмитриева с упругим и довольно чётким прыжком.

 

И уже сразу после просмотра спектакля захотелось написать хвалебную оду всей балетной труппе Большого театра Беларуси, которая имеет таких царственных Лебедей, как: Ольга Гайко, Людмила Хитрова, Александра Чижик, Яна Штангей, – и таких роскошных принцев, как: Игорь Оношко, Егор Азаркевич, Игорь Артамонов, Юрий Ковалёв… Отдельное «браво!» Константину Геронику в партии Шута (каскад всевозможных прыжков и пируэтов!).

 

Отметим крепкую выучку и удивительную синхронность ансамблевых номеров. Хорошие прыжки и изящная поддержка Олега Еромкина его очаровательных партнёрш (Надежда Филиппова и Виктория Тренкина) в pas de trois. В. Тренкина и Н. Филиппова наряду с Куриму Урабе и Перваной Мырадовой очаровали своей феноменальной слаженностью в столь ожидаемой публикой балетном «шлягере» – «Танце маленьких лебедей».

 

Не менее замечательно смотрелись характерные танцы с участием всех белорусских исполнителей. Они были исполнены с драйвом, словно «подогревая» температуру к победоносному выходу Одиллии, – и, как следствие, ослепление принца, окончательно запутавшегося в своих чувствах. Отметим яркий испанский квартет с участием Татьяны Уласень, Элизабет Игнатчик, Игоря Мацкевича и Дмитрия Шемета; солирующую Надежду Филиппову в «Неаполитанском танце», зажигательный дуэт Дианы Лысенко и Ивана Савенкова в «Чардаше» и завершающую сюиту – яркую «Мазурку» в блистательном квартете с участием Дарьи Медовской, Вероники Олещенко, Антона Кравченко и Геннадия Кулинковича.

 

Гармоничность и цельность спектакля, без видимых, прерванных паузой ожиданий (что свойственно всем музыкально-сценическим произведениям с номерной структурой) обеспечивается работой оркестра театра. На сей раз оркестр под руководством Олега Лесуна в плане темповой характеристики первого акта оставил несколько неоднозначное впечатление. Автор этих строк не присутствовала на репетиции спектакля и не может в точности утверждать, было ли это пожелание артистов (порой балетные исполнители сами просят «попридержать» в тех или иных сценах темп) или собственное видение маэстро партитуры Чайковского.

 

Впрочем, классическое «Озеро» всегда создаёт ощущение настоящего чуда, маленького волшебства, которого так не хватает в безумном ритме современной жизни. Трепет воздушных пачек балетной лебединой стаи, каскад национальных танцев в антураже дворца, жизнеутверждающий финал – апофеоз всепрощающей любви – ознаменовали пятый вечер фестиваля «Балетное лето в Большом». Это – модель идеального мира, которого нет… Но очень хочется, чтобы он был, хотя бы на балетной сцене…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.


С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия).
Автор 5 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 1000 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ