Архив новостей

Глория Бруни: мне нравится работать над новыми идеями

 

 

19 и 20 декабря 2020 года Большой театр Беларуси представил премьерную постановку детской оперы по мотивам сказки Карло Коллоди «Пиноккио», автором которой является современный немецкий композитор Глория Бруни. В преддверии премьеры мы задали несколько вопросов композитору.

 

Когда состоялось ваше первое знакомство с Беларусью?

Как часто в жизни бывает, случайность привела меня в ваши белорусские объятия. Счастливое совпадение!

Когда я получила заказ сочинить симфонию для торжественной церемонии, посвящённой старейшей масонской ложе Германии, мой выбор пал на дирижёра маэстро Вильгельма Кайтеля, который, кстати, являлся на тот момент главным дирижёром симфонического оркестра и хора Белтелерадиокомпании. Вильгельм Кайтель предложил мне тогда воспользоваться возможностью и за месяц до официальной премьеры моей симфонии в Германии представить её в Беларуси. Для композитора – это всё равно что выигрыш в лотерею, потому что, услышав живое исполнение, я могла впоследствии скорректировать композицию для объявленной премьеры. Сочиняя музыку, я обычно обращаюсь к вокалу, поэтому и для симфонии я выбрала текст «Кольцо параболы» из пьесы Г.Э.Лессинга «Натан Мудрый» и включила в состав исполнителей двоих солистов (меццо-сопрано и бас), смешанный хор и симфонический оркестр. По словам маэстро Кайтеля, моя симфония на самом деле – тоже опера. К слову, она несколько раз исполнялась в Италии и как балет. Это ли не идея для знаменитого коллектива балета Большого театра Беларуси?

Премьера 2012 года в Гамбурге при участии Гамбургского симфонического оркестра имела большой успех. Второе исполнение, уже оркестром Белтелерадио, прошло так же успешно в 2013 в Стамбуле под руководством маэстро Вильгельма Кайтеля. Стоит сказать и о том, что запись нового компакт-диска моей симфонии «Кольцо параболы» также была осуществлена у вас в Минске. С сентября этого года он уже в продаже.

Могу сказать, что благодаря этому сотрудничеству я познала настоящую белорусскую искренность. Я восхищаюсь вашей преданностью музыке и профессионализмом.

В дальнейшем я несколько раз исполняла мой „Реквием в Риме“ в Беларуси – в 2013 году в Минске и в 2014 году в Софийском соборе в Полоцке. В этих концертах я сама пела сопрано. Тогда же впервые появился план постановки оперы «Пиноккио» в Беларуси.

 

Вы – представитель легендарной немецкой композиторской школы, восходящей корнями к традициям великих мастеров прошлого и при этом знаменитой своими передовыми позициями в современном искусстве. Накладывает ли это отпечаток на ваш композиторский стиль, на выбор композиционной техники?

Я не ограничиваю себя каким-то определённым стилем. Мне нравится иметь возможность совмещать различные техники и направления. В целом, выбор зависит от конкретной композиционной задачи. Например, когда я писала музыку к мюзиклу «Поющие в терновнике» в сотрудничестве с автором произведения, писательницей Коллин Маккалоу, я обратилась к григорианское пению, объединив его с ритмами рока, элементами джаза и стилистики ирландского танца, а для придания большей драматичности некоторым сценам использовала и электронное звучание.

А сочиняя свой «Реквием в Риме», напротив, я много анализировала музыку Баха, Генделя и Гайдна, вдохновляясь теми ощущениями, которые вызывает эта музыка у слушателя.

 

Какое место в вашем творчестве занимает музыка для детей?

Поскольку я с малых лет люблю пение и, в особенности, оперу, я стремлюсь внести свой вклад в привлечение детей в завораживающий мир оперного искусства.

 

Вот, например, в опере «Пиноккио» вы используете академические музыкальные средства – вокал и симфонический оркестр. Добиваетесь ли вы специально более современного звучания, используете ли необычные звуковые эффекты?

Музыку к опере «Пиноккио» я хотела написать как произведение, среднее между романтической оперой «Гензель и Гретель» Хумпердинка и симфонической оперой-сказкой Прокофьева «Петя и волк». Оно специально написано так, что может исполнятся как полусценически (с частичными декорациями), так и с полноценной сценографией (как это произошло в театрах Италии и в Минске). И вполне осознанно я включила сюда современные музыкальные формы, такие как, например, рэп в сцене «Страна Чудес». Но это оркестровый рэп, который никогда не исполнялся.

Все эффекты в опере Пиноккио достигаются с помощью звучания музыкальных инструментов обычного оркестра. При этом мне было важно выделить различные оттенки звучания всех инструментов.

Опера «Пиноккио» начинается с простых мотивов и мелодий и по ходу развития становится все более сложной в музыкальном плане. Начиная со сцены „Старая сосна“ (дуэт Сверчка и Пиноккио в сопровождении хора) музыка полностью берет на себя роль режиссера спектакля, диалоги только поются, а сцена „Ураган“, например, уже звучит только в симфоническом исполнении.

 

Как проходила работа над новой постановкой? Приходилось ли вам вносить изменения в партитуру оперы «Пиноккио» для постановки в Минске?

Я была очень счастлива, что мне не пришлось сокращать оркестровые голоса, так как в Большом театре Беларуси есть фантастический большой оркестр. В «Пиноккио» задействованы все группы инструментов, в особенности ударная группа.

В прошлом году в марте 2019 года я приезжала в Минск и познакомилась в театре с Натальей Барановской, человеком с необузданной фантазией, а также с Владимиром Оводком, исключительно хорошо подготовленным дирижёром. У них уже к тому времени созрело множество идей по постановке версии оперы на русском языке. Мы вместе обсудили либретто и партитуру всей оперы, и именно Наталья как режиссёр выразила желание добавить несколько сцен из оригинального текста Коллоди, а к ним и музыку. Например, сцену, где Лиса и Кот подвешивают Пиноккио на ветку дерева. Кроме Пиноккио, Сверчка на заднем плане, Лисы и Кота, здесь задействован и хор как Чудо-лес, и благодаря этому финал первого акта получился очень музыкально насыщенным.

Мне, в принципе, очень нравится работать над новыми идеями, и пока я жива, (что является преимуществом ныне здравствующего композитора!), я могу вносить изменения в свои сочинения. Таким образом, у нас не просто новая постановка моей оперы, а минская версия оперы «Пиноккио», и мне очень любопытно, какой будет реакция на неё белорусской аудитории.

 

 

 

Справка:

 

Глория Бруни родилась в г. Ошерслебен (Боде) в немецкой горной области Гарце. Музыка увлекала Глорию с раннего возраста: свои первые сочинения она написала ещё в школьные годы. С детства обратив на себя внимание педагогов своей яркой одарённостью, Глория начала получать музыкальное образование как пианистка и скрипачка. Параллельно Бруни изучала композицию у немецкого музыковеда и композитора Дитера Де Ла Мотта и вокал под руководством Наана Пыльда в Гамбурге, а позднее в Мюнхене и Милане.

Как скрипачка выступала в составе оркестра «Camerata Accademica» и «Salzburger Mozarteum», приняв участие в многочисленных турне, в том числе в Карнеги-Холле (Нью-Йорк) и Кеннеди-центре (Вашингтон).

В качестве певицы она выступала, в частности, в рамках Фестиваля Пуччини в Торре дель Лаго и в миланском Ла Скала, с камерным оркестром London Mozart Players в Дрезденской государственной опере и знаменитом лейпцигском Гевандхаузе.

Как композитор и исполнитель Глория Бруни была удостоена Первой федеральной премии Союза музыкантов и звукооператоров.

Постепенно именно сочинение музыки заняло центральное положение в творчестве Глории Бруни. Обращаясь к фольклорному материалу и религиозной тематике, сочетая различные композиционные техники и работая в самых разных музыкальных жанрах, Глории Бруни удалось выработать свой узнаваемый авторский композиторский почерк.

В числе ее важнейших произведений: «Реквием в Риме» (Requiem a Roma), детская опера «Пиноккио» (Pinocchio), мюзикл «Поющие в терновнике» («The Thorn Birds»), детская мини-опера «Сбежавший блин» («Der verzauberte Pfannkuchen»), симфония № 1 «Кольцо параболы» («Ringparabel») и др. сочинения.

Два года назад на музыку симфонии № 1 «Кольцо параболы» режиссер и хореограф Аурелио Гатти поставил балет, который прошел на итальянских театральных сценах. Премьера 20-минутной детской мини-оперы „Сбежавший блин“ была представлена  юным зрителям Гамбургской государственной оперы под музыкальным руководством Кента Нагано в декабре 2018 года.

В настоящее время Глория работает над оперной композицией «Сотворение» („Schöpfung“/ Creation) в сотрудничестве с либреттистом Лауро Феррарини и художником-дизайнером Питером Шмидтом.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ