Архив новостей

Готовим премьеру!

 

 

 

Собиратель фольклора Белорецкий заблудился в лесу и попал в имение Надежды Яновской – последней из представительниц некогда богатого и знатного рода. Девушка измучена ужасом нашествия страшной конницы под предводительством короля Стаха. Как гласит фамильная легенда, Стах был вероломно убит на охоте своим другом Яновским-старшим. Белорецкий берется распутать таинственную историю с ожившими мертвецами…

 

 
 

Эта опера действительно стала национальной музыкальной классикой. Она была создана в 1989 году в непосредственном соавторстве композитора Владимира Солтана с музыкальным руководителем спектакля Ярославом Вощаком и всей постановочной группой. Премьера и дальнейшие показы спектакля на родной сцене прошли при полных аншлагах, во время которых, по словам очевидцев, у театра даже дежурила конная милиция. В 1990 году талантливая работа композитора, постановщиков – дирижеров, режиссера, художника и исполнителей главный ролей – Натальи Костенко, Виктора Скоробогатова и Владимира Экнадиосова была отмечена Государственной премией БССР. Уникальным для Беларуси явлением стало также исполнение оперы в «живых декорациях» – в Троицком предместье в Минске в начале 1990-х. В год постановки опера дважды была представлена на сцене Большого театра России и имела большой успех у московской публики.

 

«Успех первой постановки сложно превзойти, но мы и не ставим перед собой эту цель», – сказала режиссер театра Анна Моторная на художественном совете, представляя свою концепцию оперы Солтана. «Дикая охота короля Стаха» вернется на белорусскую сцену уже в июле. Кажется, совсем недавно на сцене Большого появился «Фауст» в постановке Моторной. И уже сейчас Анна готова говорить о следующем спектакле, притом таком знаковом – и для нашей сцены, и для музыкального искусства Беларуси в целом. «Черты готического романа, мистической, исторической и романтической драмы – вся эта неповторимая атмосфера существует и в романе Короткевича, и в либретто Светланы Климкович и, конечно, оживает в музыке Солтана, – подчеркнула режиссер. – Кстати, дирижер Андрей Иванов уже работает с оригинальной партитурой произведения. Купюр – минимум, потому как есть большое желание дать возможность композитору высказаться. Безусловно, сегодня это произведение может иметь множество интерпретаций и вариаций воплощения идеи. Мы же будем говорить прежде всего о неповторимой атмосфере Беларуси, о её традициях, о людях, через реконструкцию обрядов, легенд и с низким поклоном белорусскому искусству».
На сцене обещают настоящий танец декораций: оживут старинные замки, зрители увидят их внутренне убранство с библиотекой, камином, подвесными столами; безусловно, предстанут зловещие болота и пустошь, занесенная снегом. Большое значение отдается символам, которые зритель наверняка прочитает: часы как идея утекающего времени, шахматы как лейтмотив вечной игры, в которую во все века вовлечены люди. За художественное оформление отвечает Андрей Меренков. Спектакли (а их насчитывается несколько десятков) ученика знаменитых Герлована и Данцига идут на самых разных театральных площадках столицы. В Большом Андрей ставит впервые. «Для постановки «Охоты…» решили сохранить легкость в сценическом оформлении, даже прозрачность, – рассказал Меренков. – Ну и конечно, будем работать со всей машинерией сцены – от плунжеров до провалов, потому что чудес будет много…»

 

В «одежде» сцены будут использоваться цвета и мотивы слуцких поясов. А в костюмах обнаружится прием реконструкции – будут угадываться принты, отсылающие нас к белорусским иконам 15-16 столетий. Художник Татьяна Лисовенко оденет и главных персонажей, и мифических существ, например, призрак Голубой женщины или Маленького болотного человечка. «Яновская, пожалуй, одна из самых лирических героинь в белорусской опере, поэтому и решение ее одеяний – в светлых тонах. Костюмы Белорецкого и Светиловича выдержаны в светском ключе. А вот Дубатовка и Вороны – в агрессивно-брутальных тонах – красных», – добавила Татьяна.

 

Нельзя не сказать, что один из сюрпризов спектакля – живая лошадь. Артисты в кулуарах делятся самыми разными забавными историями, связанными с бабочками, птицами и даже кошками, которые случались во время спектаклей, но лошади в Большом ещё не было. Значит, будет. С нее все начнется, с ней спектакль подойдет и к финалу, в котором, конечно, побеждают любовь и весна...



На заметку
В новом сезоне в афише Большого мы увидим новую режиссерскую работу Оксаны Волковой. Заслуженная артистка республики готовит к постановке оперу К. Сен-Санса «Самсон и Далила».

фото: Татьяна Матусевич

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ