Архив новостей

100 лет Басе Карпиловой

 

20 марта исполняется 100 лет со дня рождения Баси Карпиловой (20.3.1921 — 22.4.2013) — легенды белорусского Большого театра. Она танцевала на белорусской сцене с середины 1940-х до начала 1960-х.

 

Бася Розенблат родилась в Баку 20 марта 1921 года. Родители не были связаны с музыкой и театром, но Бася стала балериной, а ее брат Петр — скрипачом. Любовь к музыке прививались им с детства. Молодые люди постоянно посещали с родителями спектакли Бакинского оперного театра.

 

В конце 1920-х юная Бася начала заниматься балетом в студии при Бакинском театре оперы и балета, а в 1934 году талантливую ученицу отправили продолжать обучение в Московское хореографическое училище. Она была принята сразу на пятый год обучения в класс знаменитого педагога Марии Кожуховой. Интересно, что вместе с ней пришла в училище Майя Плисецкая, но была на четыре года младше Баси.

 

В 1938 году девочка была приглашена на главную роль в кинофильме «Настоящий товарищ». Съемки длились год на Киевской киностудии, поэтому, когда фильм был снят, Бася вернулась не в шестой класс училища, а снова в пятый.

 

В 1939 году, после окончания училиша, Бася была принята в труппу Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в котором танцевала до начала Великой Отечественной войны.

 

 

Когда началась война, она уехала в Баку и вместе с братом, который был скрипачом, устроилась в Ансамбль Каспийской военной флотилии. В составе джазовой бригады артисты танцевали, пели, играли на военных кораблях, устраивали концерты для моряков, причем часто попадали под бомбежки. Балерина была награждена медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны II степкени».

 

 

В 1944 году она вернулась в Москву, где встретилась с белорусскими артистами балета Семеном Дречиным и Зинаидой Васильевой. Они пригласили ее в Минск. И в сентябре 1944 года балерина начала работать в белорусском Большом театре. Ее первой партией в белорусском театре стала Коломбина в балете «Арлекинада» Риккардо Дриго.

 

 

В 1949 году Бася вышла замуж за Виктора Карпилова, в будущем знаменитого белорусского телережиссера. В 1950 году у них родилась дочь Люба, которая также впоследствии стала балериной, посвятила театру многие годы. И сегодня Любовь Викторовна работает костюмером в белорусском Большом театре.

 

 

На сцене белорусского театра оперы и балета Бася Карпилова танцевала все ведущие партии в репертуаре: Эсмеральда (одноименный балет Ц. Пуни), Лауренсия (одноименный балет А. Крейна), Одиллия, Маша, Принцесса Флорина («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского), Марилька («Соловей» М. Крошнера), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Тао Хао («Красный Мак» Р. Глиера), Франциска («Голубой Дунай» И. Штрауса) и др. Она также блестяще исполняла характерные роли: остроумная и кокетливая Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля), комедийная Рузя («Подставная невеста» Г. Вагнера), экспрессивная Фани («Тропою грома» К. Караева), непосредственный Ванечка («Доктор Айболит» И. Морозова), страстные восточные красавицы Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева) и Гюльнара («Корсар» А. Адана), Коломбина и Пьеретта («Арлекинада» Р. Дриго).

 

 

Характеризуя ее манеру исполнения, критики писали: «Жизнерадостность, чувство юмора, пленительное кокетство органично сочетались у нее с умением создавать образы глубокого драматического звучания». И называли ее «артисткой яркой творческой индивидуальности», которая «сочетала выразительную драматическую игру с технически сложным стремительным танцем, обладала большим сценическим темпераментом и женским обаянием».

 

 

Выход на пенсию Баси Карпиловой в 1961 году был ознаменован, впервые в истории белорусского театра оперы и балета, бенефисным спектаклем «Эсмеральда» и отдельной афишей в ее честь. После выхода на пенсию Бася Залмановна Карпилова в течение двадцати лет преподавала хореографию в Школе высшего мастерства по фигурному катанию.

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ