Архив новостей

Жаркое «Балетное лето». С началом!

 

Фестиваль хореографического искусства «Балетное лето в Большом» традиционен. Но треклятая пандемия нарушила его установленную ежегодную периодичность. В прошлом году по причине covid-19 праздник не состоялся. Нынешний, VII-й по счету, открылся недавней премьерой главной академической труппы страны – балетом «Лебединое озеро», возобновленным художественным руководителем театра Валентином Елизарьевым.

Валентин Николаевич, наполнивший своими эксклюзивными спектаклями сокровищницу белорусского балета, на сей раз вдохновился музыкой П.И.Чайковского и хореографической жемчужиной XIX-го века. «Силуэт белого лебедя… Наверное, это самый поэтичный образ классического балета. Это ускользающая мечта, это прекрасная иллюзия, манящая крылом и растворяющаяся в предрассветном тумане…», - написал балетмейстер-постановщик в буклете к спектаклю, бережно сохранив поэтические  откровения хореографов-предшественников: Льва Иванова (непревзойденная по красоте сцена лебедей и встречи Зигфрида с Одеттой), Мариуса Петипа, Александра Горского ( I и III картины) и Асафа Мессерера (IV картина). Но Елизарьев не был бы выдающимся режиссером, если бы не ввел в спектакль любопытные технические приемы современного театра и не выстроил множество завершенных мизансцен персонажей, будь то главные герои, злой волшебник Ротбарт или Шут с Наставником… Они даже разыграли очаровательный спектакль поклонов, придуманный мэтром.

Вполне бутафорские «пролетающие» и «проплывающие» лебеди (привет из прошлого) мирно уживаются с обобщенно-условным образом лебедя, который средством кинопроекции (на музыку увертюры) прочертил диагональ движением pas de boureé suivi балерины.


"Набукко" в Несвиже


Оформил спектакль художник-постановщик Вячеслав Окунев, нарисовавший в реалистической манере великолепные пейзажи, а в тронном зале замка даже перешел к символике, дополнив окна с витражами условным образом средневековья в виде портала готического собора. Но особенно эффектно выглядит листва деревьев, которую приводит в движение порыв ветра. Налетевший ураган предвещает бурю, которая вот-вот потрясет природу и ознаменует борьбу Одетты, угнетателя девушки Ротбарта и принца Зигфрида – освободителя пленницы от колдовских чар.

Елизарьев приложил руку и к хореографической образности спектакля, сочинив  замечательный Русский танец (Людмила Хитрова), и веселое  Трио шутов (Такатоши Мачияма, Анастасия Булавик и Анастасия Белоконь), которые исполняются на балу Владетельной принцессы (Татьяна Шеметовец). Мачияма действительно заводил зал своими хореографическими эскападами, и его актерская энергия с лихвой получала ответный отклик зрительскими аплодисментами. Темпераментно, в соответствии с посылом оркестра (дирижер Владимир Оводок),  Испанский танец исполнили Вероника Овчинникова, Валерия Грудина, Игорь Мацкевич и Игорь Оношко. А классические эволюции pas de trois легко покорились Людмиле Хитровой, Ксении Ржевской и Константину Геронику.

Кордебалет театра одинаково хорош в характерных фрагментах и в сложных лебединых ансамблях. И все же основной интригой спектакля стало ожидание дуэта артистов, исполняющих главные партии. Образ Одетты-Одиллии создала молодая белорусская балерина Людмила Уланцева. В сценическом поединке не на жизнь, а на смерть схлестнулись ее партнеры: за любовь сражался Зигфрид – премьер Большого театра России Денис Родькин, ему противостоял Ротбарт, который у Эвена Капитена получился ярким, демоническим.

Родькин, обладатель прекрасной фактуры для амплуа романтического принца, с партнершей встретился буквально накануне спектакля, и танцовщику пришлось не только по-рыцарски приноравливаться к незнакомой артистке, но и удержать в памяти все мизансценические особенности постановки. Обе задачи были превосходно решены. И с точки зрения техники дуэт получился. Уланцева весьма успешно осваивает хрестоматийную балетную классику. Однако сказочная основа стала для балерины лишь поводом к прорисовке женской души во всех ее проявлениях – от лирической нежности до коварства.

Все участники спектакля были тепло встречены публикой, получили много цветов и благодарственные грамоты устроителей.

                                                                                

Александр Максов

 

 

 

 



Александр Максов  - балетный критик, член Союза театральных деятелей России, Международного  Союза музыкальных деятелей, Российской хореографической ассоциации.
Работал в  Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета в качестве заведующего театральным музеем и на азербайджанском телевидении в качестве сценариста.
С 1979 года является специальным корреспондентом журнала «Советский балет» (ныне – «Балет»).
Автор сценариев телепередач Аз.ТВ о деятелях музыкального театра, а также балетных либретто.
В 1987 году провел Закавказский, а в 1991 году – Всесоюзный конкурс артистов балета и балетмейстеров «Праздник Терпсихоры», являлся председателем организационного комитета и членом жюри.
Создал в Баку и возглавил Центр оперного и балетного искусства.
С 1991 по 1997 гг.  – координатор, артистический директор и член жюри фестиваля «Я люблю балет» в Минске. Координатор международных фестивалей хореографии в Уфе и Чебоксарах.
Выступал с лекциями в Victoria Ballet Academi (Торонто).
В настоящее время заведующий литературной частью Московского государственного театра «Русский балет».
Член экспертного совета премии СТД «Гвоздь сезона».
Как балетный критик публикуется в различных изданиях России, СНГ и в зарубежной прессе.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ