Архив новостей

Два вечера с молодыми хореографами

 

Балетный критик Александр Максов о спектаклях «Анна Каренина» Ольги Костель и «Пер Гюнт» Сергея Микеля.


Обращение молодых хореографов к великой литературе и ее воплощение  крупноформатным спектаклем достойно уважения. Формулу успеха дополняет и отобранный ими музыкальный материал. Ольгу Костель,  вдохновленную сборной музыкой П.И. Чайковского и Сергея Микеля, выбравшего для своего «Пера Гюнта» сюиту Эдварда Грига, привлекла не конъюнктура, а духовная составляющая литературно-музыкального материала, «способного тронуть сердца».

Балетная сцена хорошо знакома с романом Льва Толстого, который продолжает будоражить фантазию новых поколений хореографов. Началось с  постановки Натальи Рыженко, Виктора Смирнова-Голованова и Майи Плисецкой на сцене Большого театра СССР (композитор Родион Щедрин). Затем их было много в разных городах страны и за рубежом, на различные партитуры. Знаковыми стали спектакли Бориса Эйфмана, Алексея Ратманского. Из новейших – балеты Кристиана Шпука на музыку Сергея Рахманинова, Витольда Лютославского, Сулхана Цинцадзе и Иосифа Барданашвили (театры Цюрриха, Осло и Московский музыкальный имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), Джона Ноймайера (музыка П.И.Чайковского, Альфреда Шнитке и Кэта Стивенса, Большой театр России), Юрия Посохова (муз. Ильи Демуцкого, Джоффри-балет).

Костель не копирует предшественников. Напротив, собственное  либретто она начинает со сцены Стивы Облонского (Егор Азаркевич). Балетмейстер размышляет о притяжении и отталкивании людей, о соседстве счастья и несчастья. В балете Костель линии танца захватывают красотой движения, ломаные – они  выражают внутренний надрыв и драматизм персонажей. Необычен финал ее спектакля, в котором автор не побоялась выстроить оригинальную смысловую конструкцию. В спектакле нет поезда, даже намека на него, оборвавшего жизнь Анны. Трагическую женщину сминает и губит толпа – равнодушие, враждебность и жестокость  общества,  способного походя растоптать человека, раздавить не хуже металлической махины. Неразрешимый  внутренний конфликт и непреодолимую социальную ситуацию, воздействующую на Анну, великолепно передает Ирина Еромкина. Безупречно элегантен страдающий Каренин – Игорь  Артамонов, душа которого зажата ревностью и моралью столь же тесно, как  его тело, стянутое мундиром. Сцена с Сережей (Никита Провалинский) стала одной из наиболее сильных. Игорь Оношко (Вронский) рисует мучительное душевное состояние человека, утрачивающего любовь, осознающего свою вину и раздраженного дамскими истериками. Пожалуй, самой колоритной фигурой в кругу персонажей спектакля оказалась развратная Княгиня Тверская - «дама с богатым прошлым и столь же бурным настоящим». Ее с удивительной психологической достоверностью сыграла Анна Фокина.

 


 

Современные литературоведы определяют жанр пьесы «Пер Гюнт» Генрика Ибсена как философско-символистскую драму. Изображая представителей состоятельных норвежских семей своего времени, ставящих во главу угла финансовые вопросы, Ибсен  всегда оставался на позициях человечности. Времена сменились, но люди в своих меркантильных устремлениях остались прежними. Анализ этого явления вызвал интерес Сергея Микеля, взявшегося за постановку балета о житейских и нравственных конфликтах современного общества. Вместе с Ибсеном он оставил возможность зрителям подискутировать над  поступками и судьбами героев.

Как известно, Григ подарил новую жизнь философской драме. По сути его камерно-симфоническая сюита «Пер Гюнт» к одноименной пьесе Ибсена  стала новым произведением, которое не столько стремилось отразить философскую и сатирическую проблематику литературного первоисточника, сколько выразила лирическо-романтическую и фантастическую направленность композитора. Конечно, музыка такой красоты и очарования буквально напрашивалась быть поэтической составляющей балета, и Микель не мог не воспользоваться удачей. И вот уже на сцену выведен не только юноша XIX века – ненадежный и безответственный приспособленец, а человек, собратьев которого можно увидеть на улицах городов XXI столетия.

Поначалу Пер Гюнт (Эвен Капитен) выступает вполне обаятельным героем. В голове этого пустослова и мечтателя слились грезы и реальность. Совершая поступки, порой абсолютно неблаговидные, юноша все больше погружается во мрак саморазрушения, но не ощущает этого. Завершая жизненный путь, растеряв родных, честь и совесть, он, подобно блудному сыну, опустошенный во всех отношениях, возвращается в родные места.  Только теперь Пер постигает подлинный смысл своего девиза: «Оставаться собой». Его воплощение в цельности характера, неуклонном движении   нравственному идеалу, любви и преданности. Эти черты характеризуют Сольвейг Людмилы Уланцевой. Артистка играет самоотверженность, покорность, терпение. Но ярче всего у нее взлеты женской нежности, мягкости. Невозможно не понять интонаций материнской любви и всепрощения своего беспутного сына Ирины Еромкиной (Озе). Таинственный и скорбный образ Пуговичника, переплавляющего никчемные, никому не нужные души в пуговицы, создал динамичный Такатоши Мачияма. Внутренним нервом спектакля стали страстные актерские голоса Игоря Артамонова (Горный король), Александры Чижик (Доврская дева), Антона Кравченко (Седовласый Пер Гюнт), Карины Малаховской (Хельга), Валерии Грудиной (Анитра).

 

 

 

 

 

 

 



Александр Максов - балетный критик, член Союза театральных деятелей России, Международного Союза музыкальных деятелей, Российской хореографической ассоциации.
Работал в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета в качестве заведующего театральным музеем и на азербайджанском телевидении в качестве сценариста.
С 1979 года является специальным корреспондентом журнала «Советский балет» (ныне – «Балет»).
Автор сценариев телепередач Аз.ТВ о деятелях музыкального театра, а также балетных либретто.
В 1987 году провел Закавказский, а в 1991 году – Всесоюзный конкурс артистов балета и балетмейстеров «Праздник Терпсихоры», являлся председателем организационного комитета и членом жюри.
Создал в Баку и возглавил Центр оперного и балетного искусства.
С 1991 по 1997 гг. – координатор, артистический директор и член жюри фестиваля «Я люблю балет» в Минске. Координатор международных фестивалей хореографии в Уфе и Чебоксарах.
Выступал с лекциями в Victoria Ballet Academi (Торонто).
В настоящее время заведующий литературной частью Московского государственного театра «Русский балет».
Член экспертного совета премии СТД «Гвоздь сезона».
Как балетный критик публикуется в различных изданиях России, СНГ и в зарубежной прессе.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ