Архив новостей

Поющий горбун

 

 

«Поющий горбун… А почему бы нет?.. По-моему, показать этот характер, с его внешней уродливостью, смехотворностью и вместе с тем полный любви и страдания, – прекрасная идея. Именно из-за всех этих своеобразных черт я и выбрал сюжет. И если отказаться от них, я не смогу продолжать дальше сочинять музыку…» – писал Верди, работая над одним из самых красивых своих творений. 30 ноября на белорусской сцене опера, неизменно входящая в топ-10 самых популярных спектаклей мира, – «Риголетто».

 

***

Виктор Гюго написал пьесу «Король забавляется», где все персонажи имели реальные исторические прототипы. Например, главным героем стал французский король Франциск I. По этой причине после первого же показа спектакль запретили как «оскорбительный для нравственности». Когда Верди, спустя 20 лет, написал оперу, обратившись к «скандальной» пьесе Гюго, то также столкнулся с цензурой. Поэтому в сочинении композитора король Франциск I стал герцогом Мантуанским, его шут по имени Трибуле – Риголетто, а действие драмы было перенесено из Франции в Италию. Именно такой опера дошла и до наших дней.

 

***

Премьера этой оперы состоялась ровно 170 лет назад – в 1851 году в театре «ЛеФениче» в Венеции. В Минске гениальную музыку Верди услышали спустя 40 лет – в 1890-м. В дальнейшем (до революции 1917-го) самые разные оперные труппы и общества привозили сюда свое видение оперы «Риголетто», в том числе и итальянские. На сцене Большого театра Беларуси опера выдержала шесть постановок – в 1935-м (дирижер И.Гитгарц, режиссер П.Златогоров, художник С.Гирштейн), 1948-м (дирижер О.Брон, режиссер Б.Мордвинов, художник С.Николаев), 1968-м (дирижер И.Абрамис, режиссер Ю.Уженцев, художник А.Григорьянц), 1981-м (дирижер А.Анисимов, режиссер С.Сильницкий, художник Е.Ждан), 1994-м (дирижер А.Анисимов, режиссер Ю.Александров, художник Л.Гончарова).

 

***

В 2014 году драму об уродстве человеческой души поставил в Большом режиссер Неэме Кунингас (Эстония). «На мой взгляд, к спектаклям любого времени надо подходить с одним главным критерием – постановка должна трогать, – говорил Неэме во время работы над спектаклем в Минске. – Если зритель равнодушен к тому, что происходит на сцене, зачем такой театр? Релакс можно получить в кино, цирке, бассейне. Но ведь зачем-то существует и театр. Мы стремимся к тому, чтобы каждый спектакль о чем-то говорил. Это человеческие судьбы, страсти, конфликты, яркие истории. Режиссер не должен заботиться о том, чтобы создать что-то эдакое, чего никто никогда не делал – некий сюрприз, трюк, скандальный элемент, о котором сразу все заговорят. Голые люди на сцене, матерящиеся артисты... Чего только ни придумывали. И что? Все это проходящее… Может, я романтик и идеалист, однако вижу смысл оперы в другом. А если удивлять, то честностью к автору, персонажам, эпохе. Порой зрители сами начинают фантазировать и невольно становятся соавторами спектакля: кто-то узнает в человеке, жившем несколько веков назад, соседа по подъезду, кто-то — своего начальника…»

 

***

Интересно, что после премьеры в 1851-м публика, расходясь по домам, долго напевала и насвистывала знаменитую песенку Герцога. Мелодию «Сердце красавицы…» – La donna е mobile, пожалуй, и сейчас напоет каждый, настолько она известна и популярна. 30 ноября эту песенку исполнит Алексей Микутель. Именно он выйдет в этот вечер на сцену Большого театра Беларуси в образе легкомысленного герцога Мантуанского.

 

***

За годы существования этого спектакля в белорусском Большом главные партии исполняли ставшие уже легендарными артисты: Исидор Болотин, Николай Ворвулев, Зиновий Бабий, Людмила Златова, Светлана Данилюк, Михаил Дружина, Владимир Экнадиосов, Ярослав Петров, Юрий Бастриков, Аркадий Савченко, Эдуард Пелагейченко, Тамара Глаголева, Наталья Костенко, Владимир Петров и др. В этот вечер 30 ноября на сцену выйдут: народный артист Беларуси Владимир Громов (Риголетто), обладательница медали Франциска Скорины Татьяна Гаврилова (Джильда), лауреаты международного конкурса Алексей Микутель (Герцог), Крискентия Стасенко (Маддалена) и Дмитрий Капилов (Граф Монтероне). За дирижерским пультом – Олег Лесун.

 

***

30 ноября «Риголетто» станет бенефисным спектаклем для двух выдающихся певцов – заслуженного артиста Республики Беларусь Александра Кеды и для заслуженного артиста России Николая Моисеенко. Как раз завтра Александр Александрович отметит свой 65-летний юбилей – на сцене, которой служит вот уже более 40 лет. Зрители, пришедшие в этот вечер в Большой театр Беларуси, увидят его в опере Дж. Верди «Риголетто» в колоритном образе наемного убийцы Спарафучилле. Если Александр Кеда будет в этот вечер на сцене, в зрительном зале мы увидим Николая Моисеенко. 28 октября заслуженному артисту России исполнилось 80 лет, более 30-ти из них он отдал Большому театру Беларуси. Кстати, долгое время Моисеенко был единственным в нашем театре исполнителем партии Риголетто.

 

***

Дирижер Олег Лесун: «Александр Александрович Кеда – замечательный солист оперы, именно такими настоящими профессионалами может гордиться любой театр. Он Артист от первой до последней буквы этого слова. Человек, который ответственно подходит к любой партии. Он не только выучивает ее, он вникает в суть роли, в суть музыкальной фразы. И всегда у него есть свое отношение к герою, свое видение партии. И тогда работать вместе намного легче...»

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ