Сколько смыслов заложено в каждой строчке любого произведения Владимира Короткевича, и все-таки есть то, без чего невозможно представить ни его прозу, ни его поэзию. Есть то, что заставляет нас вновь и вновь перечитывать его творения, впитывать слово за словом. И это – любовь к родной земле.
29 марта в Большом будет звучать опера Дмитрия Смольского «Седая легенда». В этот вечер перед зрителями развернется несколько поражающих своим масштабом сцен, отражающих исторические события, происходящие в Могилеве XVII столетия. В этой драме переплетутся и женская ревность, и месть, и мужской эгоизм, и предательство, и интриги, и непростая общественно-политическая ситуация. А глубоко личная история любви и ревности приобретет просто разрушительную силу, затягивая в водоворот событий всех героев и разрушая их жизни…
В этот вечер главные роли в спектакле исполнят народные артисты Беларуси Анастасия Москвина, Сергей Франковский, Владимир Громов, а также заслуженные артисты нашей республики Оксана Якушевич, Олег Мельников. За дирижерским пультом – Олег Лесун.
Но мы приглашаем наших любимых зрителей прийти в театр пораньше: 29 марта в 18:15 в фойе театра откроется выставка одного дня. Борис Лазуко, заведующий отделом древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, представит в храме искусства – театре – две иконы, наиболее значимые и почитаемые в христианских конфессиях, – «Одигитрия Белыничская» и Остробрамская икона Божией Матери.
Икона Богоматери «Одигитрия Белыничская» названа так по месту явления Божией Матери – поселку Белыничи в Могилевской области. Здесь некоторое время даже существовал монастырь католического монашеского ордена кармелитов. До наших дней оригинальный лик, к сожалению, не дошел. В XVII веке несколько раз копировали образ, поэтому сегодня и существует три экземпляра. И оригинал, и его копии также считаются чудотворными.
Остробрамская икона Божией Матери, датируемая XIX веком, попала в музей из костела в Кобрине. Это копия чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери, которая находится в Вильнюсе – прежней столице Великого Княжества Литовского. (Размещена икона в католической часовне над Острой Брамой – воротами в городской стене на выезде в сторону Минска, отчего и получила свое название.) Остробрамская икона имеет особое значение как для католиков, так и для православных людей, издавна она почитается как чудодейственная. Поэтому по традиции с нее делали копии: люди верили, что они возьмут от святыни частичку живительной силы. Копии имеют такое же название – «Богоматерь Остробрамская». Одной из таких копий и является икона из фондов Музея древнебелорусской культуры. Особенностью иконографии этих произведений является то, что Богоматерь здесь предстает одна, без младенца. Возможно, иконописец стремился показать здесь Деву Марию в тот момент, когда к ней с небес спустился Архангел Гавриил и принес ей весть о том, что у нее родится младенец Иисус.
«Иконы покинут на один день музей и окажутся в храме театрального и музыкального искусства, чтобы осенить зрителей своим светом, – говорит Борис Лазуко. – У двух этих творений удивительная история, и я ее расскажу…»
Друзья, ждем вас в Большом театре 29 марта к 18:15 на традиционном Вечере белорусской культуры.