Архив новостей

С праздником Великой Победы!

 

 

День Победы – это праздник всенародного единства, символ мужества, отваги и несгибаемой воли нашего народа.  Это день памяти, светлой печали и гордости за тех, кто отстоял свободу и независимость нашей страны. С глубоким уважением мы чтим героев Великой Победы.

 

Годы войны – это особая веха в истории Большого театра Беларуси. Война прервала деятельность театра и направила жизнь по иному, военному пути.

 

К началу июля 1941 года белорусские артисты собрались в Москве. Затем часть труппы была отправлена в Свердловск, часть – в Саратов и Уфу, а большая часть труппы во главе с Ларисой Помпеевной Александровской – в Алма-Ату.

 

31 августа 1941 года белорусские артисты участвовали в открытии театрального сезона Казахского театра оперы и балета. Состоялась премьера оперы И. Дзержинского «Тихий Дон».

 

Война разбросала сотрудников театра по разным городам Советского Союза: артисты работали в Саратове, Ташкенте, Свердловске, Фрунзе, Уфе, Ереване. В начале февраля 1942 года правительство Беларуси приняло решение собрать труппу театра оперы и балета в Горьком. Белорусские артисты подготовили вечер в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве. Концерт состоялся 18 мая 1942 года под девизом «Жди нас, Родина, мы идем!». Это был концерт-символ будущей победы, непоколебимая уверенность в которой ярко выражена в песнях, которые исполняли солисты белорусской оперы.

 

Затем началась работа по сбору труппы. Из разных уголков Советского Союза необходимо было вызвать около сотни человек, расселить их, накормить, устроить на работу. Еще в мае 1942 года руководство Государственного театра оперы и балета им. А. С. Пушкина в городе Горьком объявило горожанам, что с июля в состав исполнителей войдут артисты Белорусского государственного театра оперы и балета.

 

18 белорусских артистов участвовали в спектаклях Горьковского театра: «Кармен» Ж. Бизе, «Травиата» Дж. Верди, «Риголетто» Дж. Верди, «Русалка» А. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. Бородина. Всего артисты нашего театра в Горьком дали 43 концерта и приняли участие в 55-ти совместных спектаклях.

 

В марте 1943 года для Северо-Западного фронта была сформирована постоянная фронтовая концертная бригада, в которую вошли Л. Александровская, И. Болотин, М. Денисов, С. Друкер, Д. Кроз, М. Пигулевский, Т. Узунова, Ю. Хираско, С. Новицкий, Х. Шмелькин. Всего коллектив дал 138 шефских концертов. Выступали в городах Дзержинске и Богородске Горьковской области, в армейских клубах и госпиталях, прямо на передовой. Артисты выступали в только что освобожденных городах и деревнях, на лесных полянах, на бортах грузовиков, на железнодорожных платформах, на броне танков.

 

В мае 1943 года театр переехал в город Ковров Владимирской области и продолжил работу на сцене Клуба Металлистов. Сразу же после приезда были показаны оперы «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля.

 

Фронтовая бригада во главе с И. Болотиным продолжала свою работу, только с 4 по 22 мая 1943 года они дали 30 концертов на Калининском фронте.

 

Отступая, немецкая армия вывезла оборудование, мебель, декорации, обувь, парики, нотную библиотеку, музыкальные инструменты, костюмы, экспонаты театрального музея, книги по искусству. Позже некоторые костюмы и декорации были найдены и возвращены в театр. В одном из отчетов директора театра за 1945 год указывается, что из театра вывезено и разграблено на 25 063 500 рублей имущества. Помещения самого театра были сильно повреждены, оборудование сцены и зрительного зала, кабинетов, гримерных, фойе также было полностью вывезено немцами.

 

3 июля 1944 года состоялось долгожданное освобождение Минска, а 17 сентября театр вернулся из эвакуации и сразу приступил к работе над только что законченной оперой Е. Тикоцкого «Алеся», повествующей о борьбе белорусских партизан.

 

Среди артистов и сотрудников театра было немало тех, кто участвовал в боях, прошел войну в действующей армии. И в День Победы не все вернулись в родной город, в театр, на любимую работу.

 

После освобождения началась новая страница в истории республики и театра: нужно было восстановить разрушенное во время войны здание театра, которое сильно пострадало от бомбежек, а при отступлении немецкой армии было заминировано. Здание включили в план первоочередных работ по восстановлению. Коллектив театра временно выступал на сцене Дома офицеров.

 

7 ноября 1947 года оперой Д. Лукаса «Кастусь Калиновский» было открыто после восстановления здание Большого театра Беларуси.

 

(по материалам исследования А.Жуковой)

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ