ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА
ПАРТНЕРЫ
Афишу фестиваля продолжили спектакли Большого театра Беларуси: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Конек-горбунок». Все – премьеры последнего времени. Причем между шедеврами классического наследия, рожденными вдохновением Мариуса Петипа и Льва Иванова, вклинилась эксклюзивная балетмейстерская работа Юрия Трояна, написавшего либретто «сказки для больших и маленьких» по одноименному произведению Петра Ершова.
Но, давайте все по порядку. Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого хореографического искусства, и все балерины мечтают исполнить партию лирической Одетты и ее коварного двойника - Одиллии. Впервые спектакль был поставлен в 1877 году балетмейстером Венцелем Рейзингером. Считается, что он «провалился». Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось хореографии, он назвал «скучным и бедным». Хотя спектакль еще шел некоторое время на сцене московского Большого театра. В прессе похвально оценили работу художника Карла Вальца, который специально разработал иллюзию тумана с помощью пара. Говорили, что, прежде всего, идут слушать «Лебединое озеро». Работа Чайковского длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор в этот же период также сочинял Третью симфонию. Образцом для него служили балетные партитуры Адана («Жизель») и Делиба («Коппелия»).
Многие почитатели творчества великого композитора гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен. Известно, что поэтическое вдохновение навеяло и посещение замка Нойшванштайн с его зловещей историей короля Людвига Баварского.
Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Музеуса, а также немецкая старинная легенда.
Увы, расстроенный московской премьерой, Чайковский зарекся сочинять балетные партитуры. К счастью, своего слова не сдержал, подарив миру музыку «Спящей красавицы» и «Щелкунчика». «Лебединое озеро» получило второе - счастливое - рождение, когда к работе над ним приступили Петипа и Иванов. Готовящаяся премьера их спектакля в 1894 году был отложена на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура. В 1895 году свет рампы для «Лебединого озера» с отредактированным либретто, перекомпоновкой и добавлением музыкальных номеров все же зажегся. Эта версия стала классической и прочно вошла в театральный обиход. В то же время, взявшись за обновление «Лебединого озера» на сцене Большого театра Беларуси, Валентин Елизарьев придал ему оригинальные черты. Появился анимационный пролог: перед поднятием занавеса балерина в образе Одетты «проплывает» по черным водам колдовского озера (художник по видеоконтенту Стас Свистунович). Оформил балет Вячеслав Окунев, за дирижерский пульт встал Владимир Оводок.
Бережно сохранив «золотые» страницы хореографии, Елизарьев внес свою лепту в хореографическую ткань спектакля. Балет получился ярким, зрелищным, логически выстроенным и стилистически разнообразным. Кордебалет «лебединых сцен» предстал единым слаженным организмом, характерные танцы были исполнены темпераментно и пластически выразительно. Белорусские артисты подтвердили свое высокое мастерство. Шут обаятельного Константина Героника весело и непринужденно рассыпал танцевальные бурлески. Ротбарт Антона Кравченко предстал злым и беспощадным роком.
На главные партии пригласили артистов Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко – Наталью Сомову (Одетта-Одиллия) и Дмитрия Соболевского (принц Зигфрид). Зрители аплодировали искусству балерины, которая сумела соответствовать непрерывному симфоническому развитию музыки и трансформации образа. В дуэте Сомова привлекла кантиленой, «дышащими» руками. Здесь и в вариации и Одетты балерина демонстрировала не столько ювелирную отделку pas, сколько эмоциональную наполненность и широту движений. Уверенная техника позволила артистке не потеряться на огромной сцене, хоть и с продвижением вперед, но завершить динамичные fouettés Одиллии, для solo которой выбрала гобойную вариацию.
Не стану придерживаться мнения, что романтизм - определяющая черта индивидуальности Соболевского. Относясь к себе со всей беспристрастностью, опытный танцовщик должен усиленно поработать над чистотой танца и техникой вращений. Что касается прыжка, рыцарства в дуэте и мужественности облика, здесь у артиста все в порядке. Так что белорусскую публику спектакль в целом вполне впечатлил.
Творческий интерес балетмейстера Юрия Трояна вызвала партитура «Конька-горбунка» Родиона Щедрина. Вместе с командой единомышленников: дирижером Николаем Колядко, художниками-постановщиками Любовью Сидельниковой (декорации) и Екатериной Булгаковой (костюмы), а также художником по свету Сергеем Мартыновым он создал красочный спектакль, действие которого развивается стремительно и легко. Делясь на картины, балет позволяет зрителям, особенно маленьким, кратко передохнуть, осмысляя увиденное. При этом сохранены основные драматургические коллизии: вытаптывание пшеничного поля Кобылицей-Элизабет Игнатчик (композиция даже укрупнена несколькими волшебными скакунами), путешествие Ивана за тридевять земель в поисках Царь-девицы и на дно моря-океана за дорогим перстнем. В числе персонажей, конечно же, Конек-горбунок (Никита Шуба), Царь (Антон Кравченко), Отец (Виталий Кулакович), три сына его – Данила (Игорь Мацкевич) и Гаврила (Андрей Саркисов). В круг образов вошли Морская царевна (Татьяна Уласень), вышеупомянутая Царь-девица (Людмила Хитрова) и даже Солист на ярмарке (Владимир Руда). Появились и не названные поименно действующие лица: царская охрана, приближенные бояре и сенные девушки. В то же время из числа персонажей за ненадобностью выпал Спальник, интриги которого тщетно пытались извести Ивана. Все злокозненные идеи теперь непосредственно принадлежат глуповато-смешному Царю, образ которого стал большой творческой удачей Антона Кравченко. Сатира Трояна получилась мягкой, если и высмеивает зависть и сластолюбие, то весьма снисходительно и забавно.
Образы Жар-птицы и Царь-девицы слились в одной исполнительнице. Людмила Хитрова по ходу спектакля избавляется от костюмных крыльев и превращается в изящную красавицу в кокошнике, лихо отплясывающую сольную вариацию. Такое же любопытное превращение ждет и Татьяну Уласень. Представшая сначала русалкой с рыбьим хвостом, она на глазах изумленной публики преображается и принимает облик повелительницы подводного царства, окруженной декоративными и живыми кораллами, медузами, морскими коньками.
Балетмейстер сочинил массовые сцены народного гулянья. На смену задорному переплясу приходит томный танец сенных девушек. Для образной характеристики Ивана выбраны самые разнообразные технические элементы мужского арсенала. Здесь и экспрессивные pas de chat, усложненные révoltades, а едва ли не под самый финал, каскад сильных «бедуинских прыжков». Со всем Константин Героник легко справляется. В художественном отношении он создал запоминающийся образ доброго и смышленого паренька из народа, получившего сказочную награду за свои человеческие качества.
Премьера «Спящей красавицы» состоялась в Большом театре в нынешнем сезоне. Конечно, спектакль был в афише и прежде, но Валентин Николаевич взялся за его обновление. Спектакль Елизарьева получился пышным, каким и должно быть произведение, рожденное гением Петипа в «золотую» эпоху русского императорского балета и повествующее о «золотом» времени короля-солнца Людовика XIV. Елизарьев корректно воспроизвел все композиции Петипа, осуществил постановку сцен Феи Карабос. Эта партия поручена не танцовщику-травести, а артистке (Татьяна Уласень). Темная нечисть влетает в королевскую залу из всех щелей. Ушастые существа – то ли летучие мыши, то ли какие-то мрачноватые мутанты угрожающе кружат над своей разгневанной хозяйкой, наводя ужас на королевскую чету и придворных.
Очень порадовал кордебалет нереид, солисты Диана Багатова (Фея нежности), Валерия Грудина (Фея резвости), Виктория Тренкина (Фея беззаботности), Екатерина Лукьянова (Фея щедрости), Анастасия Булавик (Фея смелости), В дивертисменте второй картины танцовщики создали колоритные образы героев сказок. Ласковая и изменчивая в настроении Белая кошечка Екатерины Зиновьевой-Провалинской тиранила пытающегося ухаживать за ней Кота в сапогах Владимира Руды. Екатерина Артеменко с Игорем Гончариком разыграли бурную сцену с похищением Красной шапочки Серым волком. Дирижировал спектаклем Владимир Оводок. Поначалу показалось, что партитура «Спящей красавицы для маэстро ближе музыки «Лебединого озера». Оркестр звучал мощно, динамические оттенки и темповые краски были более логичными. Прекрасно прозвучал музыкальный антракт, вынесенный после пролога перед первым действием. К сожалению, дальше возникли проблемы. Оркестровые tutti вместо торжественности обрели тяжеловесность. Невесть почему начинал громко «строчить пулемет», вторгаясь барабанной дробью то в adagio Авроры и Женихов, то в завершающую часть дуэта Авроры и Дезире, то в Сарабанду. Артем Баньковсакий (Принц Дезире) и вовсе мог бы предъявить дирижеру упрек за сначала «посаженный» на ноги темп, а потом вдруг неудержимо помчавшийся.
Бесспорно, уровень спектакля очень подняли замечательные приглашенные мастера. В партии Авроры убедительна прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик, в портретной галерее прима-балерины Большого театра России Марии Александровой роль Феи Сирени давно значится одной из лучших. Великолепный дуэт Принцессы Флорины и Голубой птицы стал заслугой интерпретаторов Елены Евсеевой и Алексея Тимофеева (Мариинский театр). Евсеева – танцовщица бойкая, живая, очень музыкальная, чем и подкупила. А Тимофев буквально летал, зависая в высоком и мощном sissonne soubresaut.
Если во времена Петипа спектакль, состоящий из пролога, трех действий и апофеоза длился часов пять, то нынешняя постановка спрессовала действие, позволяя зрителям насладиться классикой и при этом не утомиться.
Александр Максов – балетный критик, член Союза театральных деятелей России, Международного Союза музыкальных деятелей, Российской хореографической ассоциации.
Работал в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета в качестве заведующего театральным музеем и на азербайджанском телевидении в качестве сценариста.
С 1979 года является специальным корреспондентом журнала «Советский балет» (ныне – «Балет»).
Автор сценариев телепередач Аз.ТВ о деятелях музыкального театра, а также балетных либретто.
В 1987 году провел Закавказский, а в 1991 году – Всесоюзный конкурс артистов балета и балетмейстеров «Праздник Терпсихоры», являлся председателем организационного комитета и членом жюри.
Создал в Баку и возглавил Центр оперного и балетного искусства.
С 1991 по 1997 гг. – координатор, артистический директор и член жюри фестиваля «Я люблю балет» в Минске. Координатор международных фестивалей хореографии в Уфе и Чебоксарах.
Выступал с лекциями в Victoria Ballet Academi (Торонто).
В настоящее время заведующий литературной частью Московского государственного театра «Русский балет».
Член экспертного совета премии СТД «Гвоздь сезона».
Как балетный критик публикуется в различных изданиях России, СНГ и в зарубежной прессе.