Архив новостей

Валентин Елизарьев. Юбилей Мастера

 

ПАРТНЕР ПРОЕКТА


 

Он родился в Баку, учился в Санкт-Петербурге, живет и творит в Минске. Его имя, кажется, стало синонимом белорусского балета, а его хореографическими полотнами восхищаются во всем мире. Он был самым молодым балетмейстером в Советском Союзе – в 26 лет возглавил балетную труппу белорусского Большого. И он был первым, кто обратился к гениальной музыке Карла Орфа – поставил балет «Кармина Бурана», который до сих пор, спустя 40 лет, вызывает неподдельное восхищение зрителей. Количество его наград уже давно исчисляется десятками, но самой дорогой он считает премию Международной ассоциации танца Benois de la Dance – за национальный балет «Страсти» («Рогнеда»). Он называет себя счастливым человеком. И рецепт его счастья прост – любящая семья и творчество, в котором он по сей день остается верным себе.

 

***

– Мое детство прошло в Баку. Это яркий, многонациональный город, утопающий в зелени и восточных ароматах. Он, словно арена, обращен к морю. В Баку невероятная архитектура: от псевдоклассики до модерна начала XX века. Сейчас в городе детства, к сожалению, бываю крайне редко… Увлекшись танцами, поступил в Бакинское хореографическое училище, затем перевелся в Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Вагановой (Академия русского балета), где проучился 9 лет. За время обучения даже успел стать лауреатом Всесоюзного конкурса хореографов в Москве. Помню до сих пор свои одноактные балеты: «Бессмертие» на музыку Андрея Петрова (стихи Ольги Берггольц) и «Классическая симфония» на музыку Сергея Прокофьева. Они были моей дипломной работой, которую я по приглашению труппы Московского классического балета осуществил на сцене Кремлевского Дворца съездов (Государственный академический театр классического балета). В студенческие годы поставил в разных коллективах несколько хореографических миниатюр. Первый год в Санкт-Петербурге мне приходилось перестраиваться. Это совсем другой город: здесь каждый квартал дышит историей и поглощает любого своей архитектурой и искусством. Петербург суров. Он не будет с тобой нянчиться: можешь – иди вперед, не можешь – уходи. Все мои силы были направлены на то, чтобы в первую очередь доказать себе: я могу! Кавказ и Петербург сформировали меня как человека.

***

– Ехал в Минск сделать одну постановку, а остался на всю жизнь… Совершенно случайно мои личные планы совпали с планами руководства белорусского Большого: здесь уже думали поставить «Кармен-сюиту», правда, в хореографии Альберто Алонсо. Считаю, это было невероятным везением: я только защитил свою дипломную работу – а мне предлагают сделать спектакль на изумительную музыку Бизе–Щедрина!.. Конечно, я согласился. Потому что внутренне был готов принять этот вызов… Тогда и познакомился с Евгением Лысиком, который предложил нестандартное художественное решение – рассказать о судьбе Женщины в масштабе целой Вселенной. Лысик был настоящим философом, мыслил большими формами. Разговоры с ним на меня, конечно, повлияли. Как и беседы с дирижером Ярославом Вощаком. Он один из немногих дирижеров, которые не просто раскрывали музыку в оркестровой палитре. Он жил спектаклем, дышал им и пытался показать видение его – через музыку. У нас была редкая творческая группа, я бы даже сказал – содружество. Мы все были сотворцами действа. И благодаря этому нам удалось воплотить свой замысел в жизнь. Это было мое боевое крещение на замечательной сцене Большого. Считаю, что белорусская сцена – лучшая в Европе по своим возможностям. На ней можно творить чудеса!.. Неоднократно говорил, что мои первые впечатления от Минска – после Питера – были не самыми радужными. Но все сомнения улетучились, когда я вышел на сцену Большого театра Беларуси. На этом грандиозном полотне я должен был поставить спектакль!..

***

– В истории русского балета есть три величины – Мариус Петипа, Джордж Баланчин и Юрий Григорович. Под эгидой последнего прошел XX век. К каждому из них я отношусь с огромным уважением. …Сейчас существует множество ремейков на классические балеты. Безусловно, ремейки создавать проще. Это не балет с нуля, здесь всегда есть основа. Другое дело – используют ее или нет… Пусть будет много и разного, но не всё нужно выносить на сцену. Не должно посещение театра превращаться в обыденность. Хочется, чтобы зрители переживали происходящее на сцене вместе с артистами… Я очень не люблю дилетантов. Когда спектакль попадает к ним в руки, а они не могут поддержать его уровень – это настоящая беда. Сохраняется лишь форма, но уходит глубина.

***

– Я бы ничего не менял в своей жизни. Знаю, что совершил много разных поступков. Но старался жить, уважая и любя творчество других… Балет – самое прекрасное из синтетических искусств. Что может быть выразительнее человеческого тела?.. Ничего.

 

4 ноября в Минск приедут звезды мирового балета, чтобы поздравить народного артиста СССР и Беларуси Валентина Елизарьева. В программе – сцены из самых знаковых творений самого мастера («О, Фортуна!» из вокально-хореографического представления «Кармина Бурана» К.Орфа, Русский танец из балета «Лебединое озеро» П.Чайковского, адажио из «Щелкунчика» П.Чайковского и «Спартака» А.Хачатуряна, Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Ave Eva» из балета А.Петрова «Сотворение мира») так и номера, которые исполнят приглашенные гости. На сцене в этот вечер мы увидим народного артиста России Николая Цискаридзе и Анжелину Воронцову (Михайловский театр, Санкт-Петербург); Елизавету Кокореву и Игоря Цвирко (Большой театр России, Москва), Любовь Андрееву и Игоря Субботина (Театр Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург), Марию Ильюшкину и Никиту Корнеева (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Шугылу Адепхан и Еркина Рахматуллаева («Астана Опера», Казахстан), Сиори Фукуда и Мстислава Арефьева («Русский балет», Москва), Олесю Росланову и Михаила Евгенова («Кремлевский балет», Москва), Ксению Овсяник (Государственный балет Берлина), Александра Могилева (руководитель Русской компании современного танца «ЭТО», Москва). На сцену родного Большого театра Беларуси выйдут народные артисты Ирина Еромкина и Антон Кравченко, заслуженная артистка Людмила Хитрова, а также Эвен Капитен. Готовит подношение Мастеру и главный балетмейстер заслуженный артист России Игорь Колб. Выйдет к зрителям и сам юбиляр – маэстро Елизарьев. В концерте примут участие юные артисты – учащиеся Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой (Санкт-Петербург), Московской государственной Академии хореографии и Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа, а также артисты хора, балета, оркестра и даже оперной труппы театра. За дирижерским пультом – Николай Колядко и Владимир Оводок. Режиссер-постановщик вечера – Анна Моторная.

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ