Архив новостей

Все романсы Чайковского. Вечер третий

 

 

18 ноября в Камерном зале им Л.Александровской состоится третий концерт цикла «Все романсы П.Чайковского», представленного лауреатами международных конкурсов Анастасией Храпицкой (сопрано) и Дианой Михнюк (фортепиано).

 

Камерно-вокальное наследие Чайковского -- основополагающая часть русской музыки, без которой само существование не могло бы сложиться в тот феномен, которым она стала в культурном пространстве мира. Вокальная лирика - один из кодов всего творчества Чайковского, его художественного мышления и музыкального языка. Одновременно и лаборатория, где рождаются и апробируются новые идеи, и полновесное «собрание сочинений» композитора, и его terra incognita, где хранится всё сокровенное, невыразимое лично автором (поэтому здесь так важен голос проводника-исполнителя) или даже невысказываемое вслух (и поэтому здесь так важна каждая нота, звучащая у фортепиано). Исполнение романсов Чайковского требует от исполнителей не только мастерства, но также интеллекта, в том числе интеллекта эмоционального и высочайшей художественной ответственности.

 

Свою вокальную музыку композитор посвятил правде - но не «правде жизни», отражённой в реалистичности музыкальной речи, как это сделали Даргомыжский и Мусоргский, а истине чувствования, натуральности переживания, и это нередко становилось поводом для непонимания и упрёков прогрессивного музыкального сообщества его времени. Для Чайковского же существенна только истина художественная. И поскольку композитор обладал невероятной восприимчивостью и гениальной способностью передачи тончайших градаций чувств и настроений музыкальными звуками, то и сама эмоциональная амплитуда его песенно-романсового наследия чрезвычайно широка, как широка его жанровая палитра.

 

В третьем концерте цикла «Все романсы П.Чайковского» будут представлены три вокальных сборника композитора.

 

В первом отделении прозвучат «16 песен для детей» ор. 54.  В отличие от "Детского альбома" для фортепиано, "Детские песни" предназначены не для исполнения, а для слушания детьми. Возможно, именно этим объясняются те "черты наставничества", назидательности, которые присутствуют в текстах, выбранных Чайковским. Следует заметить, что первоначально этих текстов было несколько десятков. Позже композитор использовал лишь 14 из них. Основная часть -стихотворения А.Плещеева, дополненные текстами И.Сурикова и С.Аксакова. Хотя в сборнике отсутствует явная сюжетная связь между песнями, анализ их содержания позволяет выделить несколько сквозных мотивов: Взрослые и дети, Весна, Птицы, Сострадание, Бог. В основе концепции - отношения взрослого и ребёнка, как это видится взрослому. Тесно связанные между собой мотивы Весны, Птиц и Сада раскрывают свойственный взрослому человеку взгляд на детство как на начало жизни - несущее надежду, звонкоголосое, расцветающее. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. Благодаря повторению мотивов, между песнями образуются ассоциативные связи.

 

Во втором отделении Анастасия Храпицкая и Диана Михнюк исполнят цикл из шести романсов ор.57 и часть цикла ор. 60.

 

«Шесть романсов» ор. 57 Чайковский создаёт в 1884 году, и в нём он продолжает развивать некоторые из уже найденных ранее художественных приёмов. Но один романс — «На нивы желтые» (сл. А.Толстого) — резко выделяется среди других. Тема стихотворения — тоска разлуки — получает в романсе углубленное, подлинно трагическое толкование.

 

В романсах ор. 60 (на стихи русских поэтов) господствует образ ночи, получающий самое разнообразное воплощение. Здесь и страницы светлой, пейзажной лирики («Вчерашняя ночь» на сл. А.Хомякова), и горькие сожаления о прошлом («Ночь» на сл. Я.Полонского), и горячий страстный монолог-воспоминание («Ночи безумные» на сл. А.Апухтина).

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ