Архив новостей

5:0 в пользу Елизарьева

 

 

12 вечеров, 9 спектаклей. Такой подарок – ретроспективу балетов Мастера – дарит Большой театр Беларуси своему художественному руководителю – Валентину Елизарьеву. В главных партиях – звезды мирового и белорусского балета.

 

«Шекспир написал бессмертную трагедию, Дзеффирелли популяризовал ее для миллионов, а балет совершил остальное. Величайшая версия? Здесь никогда не будет общего согласия. Но спектакль «Ромео и Джульетта» Валентина Елизарьева должен занять место среди наиболее чарующих творений…» Zelda Cawthorne, South China Morning Post

«Спектакль крупной перспективы – он сразу ошеломляет. С первых фрагментов зритель вовлечен в огромно-причудливую анфиладу оформления, в красочное буйство пластических мизансцен массы танцующих и действующих персонажей. Здесь все насыпано щедрой рукой: и «количество» собственно танца, и разнообразие деталей и костюмов, и вторгающаяся в действие сценография…» Галина Беляева-Челомбитько

 «Спектакль минчан ярко театрален, он захватывает зрителей эмоциональной насыщенностью, красочностью массовых эпизодов. Колорит декораций и костюмов хорошо согласован, искусно используется свет, так что порой кажется – перед тобой не сцена, а нарисованное художником полотно. Однако статики здесь нет: динамичные по рисунку танцы насыщены взрывчатым, истинно южным темпераментом…»

Наталья Шереметьевская

Так пишут балетные критики – о балете С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Валентина Елизарьева. Бессмертную шекспировскую историю двух влюбленных увидим 1 и 4 октября.

В Международный день музыки главные партии исполнят Алина Руденко (Джульетта), Константин Белохвостик (Ромео), Иван Камышов (Тибальд), 4 октября в этих ролях выйдут Людмила Хитрова, Константин Белохвостик и Юрий Ковалев. За дирижерским пультом – Владимир Оводок.

 

 

 

 

 

 

«В 1980 году я поставил балет «Спартак». До меня существовало уже несколько его редакций: Юрия Григоровича, Леонида Якобсона, Игоря Моисеева. Спектакль последнего я не застал, но, будучи ребенком, смотрел вживую «Спартак» Леонида Якобсона. Он произвел на меня сильное впечатление! С огромным удовольствием я взялся за создание своего балета. Мне всегда казалось, что восстание рабов не могло провалиться из-за куртизанки, хотя это есть в романе. Я постарался сделать спектакль о другом и ликвидировал роль Эгины, ведь неизбежность поражения Спартака была предрешена исторически. Все постановщики при создании балета опираются на сделанное до них. Однако очень важно создавать на базе существующего новое и идти дальше, переосмысливая ситуации и темы. Это и есть творческий подход в спектаклях, где ты не первый…» В.Елизарьев

8 октябряАнтон Кравченко (Спартак), Виктория Тренкина (Фригия) и Владимир Руда (Красс) в легендарном балете А.Хачатуряна «Спартак». Дирижер – Николай Колядко.

 

 

 

«Эта постановка будет по-настоящему изящной и изысканной. И конечно, другой, все-таки за эти годы и я изменился. Надеюсь, зрители увидят взгляд хореографа XXI столетия», – сказал Валентин Елизарьев в 2022-м, когда готовил премьеру «Спящей красавицы».

Впервые этот спектакль в Большом появился в 1954-м (дирижер И. Абрамис, балетмейстер К. Муллер). В главных партиях выходили сейчас уже легенды балета Нина Млодзинская, Александра Николаева, Тамара Караваева, Бася Карпилова, Лидия Ряженова, Тамара Узунова, Евгений Глинских, Семен Дречин, Валерий Миронов. В 1970-м дирижер Т. Коломийцева и балетмейстер Н. Фёдорова представили свою постановку. Исполнителями ведущих партий стали блистательные Людмила Бржозовская, Нина Давыденко, Клара Малышева, Юрий Троян, Ольга Лаппо, Виктор Саркисьян. В 1990-м дирижер А. Анисимов и балетмейстер И. Колпакова снова пригласили зрителей в сказку. На этот раз в главных ролях выходили не менее знаменитые Нателла Дадишкилиани, Инесса Душкевич, Татьяна Ершова, Владимир Долгих, Вениамин Захаров, Татьяна Шеметовец. В 2001-м в постановочном тандеме выступили дирижер Н. Колядко и хореограф В. Елизарьев, а на сцену выходили Ольга Гайко, Людмила Кудрявцева, Игорь Артамонов, Александр Фурман, Марина Вежновец, Руслан Минин. Этот спектакль жил в Большом 22 сезона. Век, согласитесь, не малый. «А ведь балет «Спящая красавица» должен быть всегда в форме», – улыбался Валентин Елизарьев в разговоре о новом балете. Художник-постановщик нового спектакля – Вячеслав Окунев. (Народный художник России работал и над двумя предыдущими постановками в Большом.) На этот раз сценография и костюмы отсылают нас к двум прекрасным и таким разным направлениями эпохам: с одной стороны, роскошному барокко, с другой – строгому классицизму.

11 и 13 октября в главных партиях – Нуца Чекурашвили и белорус Вячеслав Гнедчик (Венгерский Национальный балет). Дирижер В.Оводок.

Вечером 11 октября пройдет торжественное чествование Валентина Николаевича: 10 октября, 50 лет назад, Елизарьев официально начал свою работу в Большом театре Беларуси.

 

 

 

– «Сотворение мира» на музыку Андрея Петрова появился в 1976-м. Когда познакомился с музыкальным материалом, мне он показался удивительно глубоким. Думал, как можно раскрыть эту тему и придать ей вселенский характер. Как осмелиться и рассказать о человечестве в целом, о том, что его может ожидать в будущем… (Как признается Валентин Николаевич, он с упоением работал над спектаклем со своими замечательными соавторами – композитором Андреем Петровым, дирижером Владимиром Мошенским, художником Евгением Лысиком. Кстати, Петров специально для нашего театра создал музыкальную редакцию спектакля. Ведь в оригинале это трехактный балет. Но композитор так воодушевился замыслом Елизарьева, что даже дописывал какие-то фрагменты. А на премьере в Минске в 1976 году, поздравляя артистов и постановщиков, Андрей Петров не мог скрыть своих эмоций и сказал, что этот спектакль можно назвать, пожалуй, самым удачным из всех, что на тот момент существовали в Советском Союзе и за рубежом. Так считали и зрители: на каждом спектакле был аншлаг. Интересная история произошла и на гастролях в Польше. После показа балета «Сотворение мира» на сцене Большого театра в Варшаве к Валентину Елизарьеву с поздравлениями подходили, как бы сейчас сказали, истеблишмент и селебрити. Но одного человека и его слова хореограф помнит до сих пор. На спектакле присутствовал польский кардинал Кароль Войтыла. Тепло улыбаясь, он подошел в Елизарьеву, пожал ему руку и кратко сказал: «Спасибо вам за Бога». Буквально через некоторое время кардинала избрали Римским Папой, которого весь мир знает как Иоанна Павла Второго.) Современного человека всегда будет волновать библейская тема, затронутая в спектакле. Бог создал человечество, а уже оно, в свою очередь, создает современный мир, в котором должна жить надежда и существовать гармония…». В.Елизарьев

15 октября философскую притчу нам расскажут Людмила Хитрова, Константин Белохвостик, Алексей Бояринов. Дирижер Н.Колядко.

 

 

18 и 20 октября – балет «Лебединое озеро» П.Чайковского с участием приглашенных солистов из Большого театра РоссииЕвы Сергеенковой и Артемия Белякова, а также из Михайловского – Анжелины Воронцовой и Эрнеста Латыпова. Дирижер В. Оводок.

Это 7-я постановка балета «Лебединое озеро» П. Чайковского в Большом, сказка ожила в мае 2021 года. В балете переплетена хореография Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского, Асафа Мессерера и Валентина Елизарьева. Дирижером-постановщиком выступил Владимир Оводок. Художником-постановщиком – давний друг белорусского Большого Вячеслав Окунев, народный художник России.

Валентин Елизарьев ставил «Лебединое озеро» только в Токио, а в 1986-м выступил художественным руководителем белорусской постановки. Так что, в 2021-м он впервые взялся за воплощение этого полотна на сцене родного театра.

Интересно, что в белорусском Большом постановщики всегда тяготели именно к счастливому финалу спектакля. Валентин Елизарьев не отошел от этой традиции: «Во-первых, трагическое завершение этой истории сразу не приняла публика, с премьеры спектакля. А во-вторых, в балете должна жить надежда. Если нет надежды – человек лишается всего...».

«Я давно готовился к этой работе, – продолжает художественный руководитель театра народный артист СССР и Беларуси, – изучил много исторических материалов, поднимал архивы. Я не только реставрирую хореографический текст, но и возвращаю в спектакль номера, которые со временем были утрачены: русский танец, танец шутов, отдельные мизансцены и большие сцены, уточняю и возвращаю к оригиналу второй и четвертый акты. Это большая работа – собрать воедино все компоненты спектакля, сделать логичной драматургию и вернуть на сцену этот спектакль в абсолютно новом художественном решении. Работаю с большим пиететом, прежде всего к музыке Чайковского, к своим коллегам-постановщикам, любимым артистам… Мне самому очень интересно соприкасаться с наследием великих мастеров прошлого…»

 

 

 

 

 

 

22 и 25 октября – премьера прошлого, юбилейного сезона – балет Л.Минкуса «Дон Кихот». Дмитрий Соболевский (Россия) и Людмила Хитрова, а также ведущие солисты Большого театра России Елизавета Кокорева и Алексей Путинцев исполнят главные партии. Дирижер Н.Колядко.

«Горячие, страстные дети счастливой Андалузии до безумия, до беспамятства увлекаются своими национальными танцами; ни устоять, ни усидеть не могут они на месте, когда начинается разгар этих и без того крайне бравурных танцев… Крик, взвизгивания, хохот, бросание плащей под ноги танцовщиц, и забыта обыденная жизнь с её невзгодами… У толпы один только культ – страсть...» Написал Мариус Петипа в мемуарах после путешествия в Испанию.

Этот спектакль один из самых популярных классических балетов во всем театральном мире. На сцене белорусского Большого он выдержал шесть редакций. Весной 2023-го появилась седьмая – в новых декорациях и новых костюмах ожила веселая, легкая, зажигательная история двух влюбленных – Китри и Базиля.

 

 

 

 

«Своей творческой удачей называю вокально-хореографический спектакль «Кармина Бурана», который поставил в 1983-м. Начал работать над ним, когда музыка Карла Орфа была запрещена в СССР. В основе спектакля – стихи бродячих поэтов. Сюжет придумал сам, но опирался на первоисточник – сборник средневековой поэзии. Существует много разных трактовок данного спектакля. Сам Карл Орф задумывал «Кармину Бурану» как ораторию для солистов и хора, которая подразумевала представление на сцене. Представление я превратил в балет. И стал первым, кто в Союзе поставил «Кармину Бурану». В.Елизарьев

27 октября – вокально-хореографическая композиция на музыку К.Орфа «Кармина Бурана». В главных партиях: Константин Белохвостик, Людмила Хитрова, Владислав Коляда, Надежда Филиппова. Дирижер Н.Колядко.

 

 

«Работая над «Кармен-сюитой», искал свой сюжет. И нашел. Но, как ни странно, не у французского писателя Мериме – у русского поэта Блока. Его цикл стихотворений «Кармен» и лег в основу постановки в Минске. Созвонился с композитором – Родионом Щедриным, поделился своей идеей – и он с удовольствием ее подхватил, потому что это действительно иное видение образа Кармен. Я не пытался пересказать новеллу Мериме, хотел передать через хореографию три полета Кармен, которые есть у Блока, – навстречу жизни, любви и смерти… Щедрин не раз смотрел наш спектакль, высоко его ценил и неоднократно высказывался об уникальности балета. Мы до сих пор в хороших дружеских отношениях с композитором. Такие же отношения – добрые, сердечные, душевные – у нас были с выдающейся балериной Майей Плисецкой. До самой ее смерти… Мы были друг для друга очень близкими людьми и могли говорить о самом сокровенном. А это согласитесь, большая редкость… (Когда Валентин Николаевич работал над постановкой, он был так вдохновлен процессом, что даже написал поэму о Кармен.) Мы, я и труппа, с упоением работали над спектаклем. Вспоминаю, как после некоторых репетиций артисты аплодировали, когда видели новые фрагменты хореографического текста. А после премьеры я… летал по воздуху!.. (Смеется.) Все мужчины труппы сгруппировались, «напали» на меня, схватили на руки – и начали подбрасывать вверх. Это было мое начало… Был безумный ажиотаж и среди зрителей: билеты раскупались на несколько месяцев вперед. Когда вечером давали «Кармен-сюиту», в зале яблоку негде было упасть – всегда аншлаг. Достать лишний билетик было утопией. Этот спектакль увидели зрители более 20 стран мира, причем во многих мы были неоднократно. Помню, как мы гастролировали по Испании. Местные жители, конечно, ожидали увидеть традиционный образ Кармен – роковую женщину, красавицу искусительницу, с розой в волосах. А появилась девушка в костюме песочного цвета, и она одна заняла всю сцену – настолько яркими были ее эмоции, чувства, переживания. Поначалу испанцы не знали, как реагировать, но в финале раздались восторженные аплодисменты. Впрочем, так встречали белорусскую «Кармен-сюиту» в каждой стране. Это тот спектакль, в котором не хочется ничего менять. Ведь он говорит о главном – о Любви…» В.Елизарьев

27 октября – балет «Кармен-сюита» на музыку Ж.Бизе – Р.Щедрина. Дирижер Н.Колядко. В главных партиях – Марина Вежновец, Антон Кравченко, Юрий Ковалев.

 

 

 

«С упоением работал над «Щелкунчиком», премьера которого состоялась в 1982 году, а первый акт спектакля увидел… во сне. Петр Чайковский перед «Щелкунчиком» написал «Детский альбом». И на его базе создал балет. Так сложилось, что в этом спектакле нет классического наследия. У Мариуса Петипа был не очень удачный вариант. Затем Федор Лопухов сочинил свою хореографию, которая не сохранилась. Создавать балет можно с нуля и разрешить самому себе полет фантазии, ведь никто не знает, каким должен быть пластический рисунок. Сюжет в балете удивительный. Не стоит забывать о литературной основе, она есть всегда и дает толчок для появления чего-то нового. В моем балете – и тайна, и радость, и сон Маши…» В.Елизарьев

29 октября – балет «Щелкунчик» П.Чайковского. В главных партиях – Людмила Хитрова, Константин Белохвостик, Владимир Руда, Виктория Тренкина. Дирижер Н.Колядко.

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ