Архив новостей

100 лет легенде

 

Большой театр Беларуси отмечает 100-летний юбилей народной артистки Беларуси Лидии Михайловны Ряженовой (1924-2014). Пятьдесят шесть лет она посвятила театру, из них 21 год блистала на его сцене.

 

Будущая знаменитая балерина родилась в семье московского рабочего. Лида посещала балетный кружок при Доме пионеров в Кировском районе Москвы, а затем в эвакуации в Куйбышеве принимала участие в самодеятельности на заводе, где работала браковщицей. Когда при филармонии открылась экспериментальная театральная студия, девушка начала заниматься в ней, с ней работали такие замечательные педагоги как Александр Лапаури, Юрий Кондратов, Владимир Преображенский. На способную ученицу обратил внимание педагог Ростислав Владимирович Захаров и пригласил ее в группу классического танца. В 1944 году Лидия Ряженова поступила в хореографическое училище при Большом театре СССР.

 

В 1947 году молодая балерина была приглашена в Минск в белорусский Большой театр. Начинала, как обычно, в кордебалете, а затем главный балетмейстер театра Константин Муллер предложил ей попробовать силы в партии Надейки в балете «Князь-озеро» Василия Золотарева. Успешный дебют балерины способствовал ее поездке в 1949 году на Международный фестиваль молодежи и студентов в Будапеште. Номер «Весна» на музыку Эдварда Грига, который она исполнила вместе с блестящим молодым белорусским танцовщиком Валерием Мироновым вызвал настоящий фурор у зрителей и был отмечен премией.

 

В последующие годы балерина выступала в Польше, США, Албании, Турции. В 1967 году она приняла участие в турне по странам Юго-Восточной Азии, покорила зрителей в Индии, Лаосе, Тайланде… А король Камбоджи был настолько впечатлен ее танцем, что вручил балерине орден своей страны.

 

«Когда Лидия Ряженова и Валерий Миронов, прекрасные исполнители классического балета, появляются на сцене и воплощают своим танцем «Весну» Грига, человек по-настоящему чувствует радость и опьянение весной», — отмечала после одного из их выступлений стамбульская газета. «Ажурной техникой в вальсах Шопена обаятельная балерина понравилась польским зрителям, жителей Кабула она очаровала «Весной» Грига», — писали о ней в прессе.

 

На сцене белорусского Большого театра успешными партиями стали партии Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, а затем Одетты-Одилли в «Лебедином озере» Петра Ильича Чайковского. Сценический успех в этом спектакле совпал с присвоением Лидии Ряженовой звания заслуженной артистки БССР.

В дни подготовки к Декаде белорусского искусства в Москве в 1955 году балерина работала над образом народной героини в национальном балете «Пламенные сердца» Василия Золотарева.

 

Руководил постановкой спектакля балетмейстер-корифей народный артист СССР Алексей Николаевич Ермолаев. Успех этого спектакля был отмечен на Декаде выдающимися советскими деятелями искусства. Лидии Ряженовой в дни Декады было присвоено звание народной артистки БССР.

 

Среди партий которые Лидия Ряженова исполнила на сцене белорусского Большого театра: Маринка, Надейка («Пламенные сердца», «Князь-озеро» В. Золотарёва), Жизель, Медора («Жизель», «Корсар» А. Адана), Никия, Китри («Баядерка, «Дон Кихот» Л. Минкуса), Анель («Голубой Дунай» И. Штрауса), Сара («Тропою грома» К. Караева), Одетта — Одиллия, Аврора, Маша («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. Чайковского), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Фригия («Спартак» А. Хачатуряна).

 

Пресса писала об искусстве балерины Лидии Ряженовой:

«В танцах Маши из «Щелкунчика», Авроры из «Спящей красавицы» и во многих других балетах индивидуальное и традиционное сливаются воедино...»

 

«Гуманистический пафос, оптимистический характер и человеческое достоинство — вот основные черты подчиненного ее воле танца…»

 

«Опытная балерина с яркой индивидуальностью в каждом сценическом образе отбирает те черты, которые близки ее дарованию… Каждый образ, созданный балериной, характеризуется лиризмом и богаством нюансировки, мастерством, законченностью линий и отточенностью движений».

 

«Для Ражанавай не існуе тэхнікі без сэнсу і зместу. Яе танец становіцца сродкам жывой размовы. Ён гучыць як захапляючае апавяданне пра перажыванні чалавека, пра тое, што яго турбуе або радуе».

 

Закончив сценическую карьеру в 1968 году, Лидия Михайловна возглавила театральный музей, для которого увлеченно собирала афиши, фотографии, эскизы и т. д. С 1975-го до 2005 года она являлась хранителем истории белорусского театра оперы и балета, заведуя архивом Большого театра Беларуси.

Лидия Ряженова

Лидия Ряженова

Лидия Ряженова

Лидия Ряженова

Лидия Ряженова

Лидия Ряженова

Лидия Ряженова

Лидия Ряженова

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ