С 9 по 14 июля 2024 года состоятся «Большие гастроли» Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Эрика Сапаева в г. Минске, организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. В рамках зарубежного направления программы «Большие гастроли» на сцене Большого театра Беларуси пройдут показы спектаклей: «Война и мир», «Русский Гамлет», «Ромео и Джульетта».
Белорусский зритель сможет увидеть хореографические работы Бориса Эйфмана, Константина Иванова и Андрея Петрова. Если балет «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г.Малера коллектив из Республики Марий Эл уже привозил в Минск, то две другие работы – балеты «Война и мир» В.Овчинникова и «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева – зрители Большого театра увидят впервые.
«Большие гастроли» реализуются ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.
9 и 10 июля – балет «Война и мир» Вячеслава Овчинникова.
Хореограф-постановщик – народный артист Российской Федерации Андрей Петров; хореографическая редакция – заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Марий Эл Константин Иванов.
Балет, основанный на романе-эпопее Льва Толстого, пронизан верой и любовью, объединяющей поколения и времена, и деятельной мыслью живого мужественного единения, такой актуальной сегодня. Спектакль проникнут духом доброй ретроэстетики, он – образец литературного балета.
Театр словно приглашает нас перелистать страницы великого романа: десятки коротких сцен с точным соблюдением хронологии следуют одна за другой, настоящее сменяется будущим. Из романа для балета выбрана суть, главные моменты жизни героев: Ростовых, Курагиных, Болконских, Безуховых. Например, знакомство Наташи и Андрея, сплетни, его встреча с Пьером Безуховым, свадьба Наташи и Пьера. Немаловажную роль играет война: Наполеон и Кутузов в главных битвах, бегство Наполеона из России. В балет сумели вместить все четыре тома романа Льва Толстого.
Роскошные декорации, рожденные фантазией Григория Белова, нарочито театральны. Художник по костюмам Ольга Полянская придумала выразительные костюмы: пышные, красивые платья, стилизованные под начало XIX века, и прозрачные туники, парадные мундиры и старомодные сюртуки, тулупы ополченцев и крестьянские сарафаны.
11 и 12 июля – балет «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена, Г.Малера.
Либретто, хореография и постановка – народный артист Российской Федерации Борис Эйфман.
В спектакле «Русский Гамлет» Борис Эйфман обратился к фигуре Павла I – одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей отечественной истории. Ограничив хронологические рамки постановки периодом его наследничества, Эйфман блестяще изобразил трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи.
Борис Эйфман создал в «Русском Гамлете» изобретательную, изысканную и эмоционально насыщенную хореографическую партитуру.
13 и 14 июля – балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Марий Эл Константин Иванов.
«Ромео и Джульетта» – одна из тех пьес Шекспира, которые наиболее богаты красками. В ней много разных тонов – от веселой улыбки до дикого отчаяния, от нежной любви до лютой злобы. Но над всем преобладает любовь к жизни и вера в победу правды и добра. Эта трагедия – одно из тех величайших созданий Шекспира, которое обрело долгую жизнь в искусстве.
Константин Иванов вместе с художником Борисом Голодницким создали свою версию балета. Они представили знакомую историю с новой точки зрения. Веронская трагедия происходит не из поступков, а из нерушимого уклада жизни, с которым отдельная душа способна совладать лишь при готовности к собственной гибели. Общие впечатления, оставляемые трагедией, не являются мрачными. Шекспир стремился не столько привести зрителя к нравственному суждению о своих героях, сколько приблизить к пониманию природы человека. И когда задача писателя достигнута, в произведении обнаруживается подспудная вера в человека, составляющая основу даже тех произведений Шекспира, в которых люди проявляют себя не с лучшей стороны.