Народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственных премий СССР Ермолаев Алексей Николаевич (23.02.1910 – 12.12.1975 гг.) окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог В.И. Пономарев). На выпускном экзамене он исполнил партию Бога ветра (“Талисман” Р. Дриго). На знаменитой фотографии с этого спектакля, обошедшей весь мир, удалось запечатлеть необыкновенное мастерство Ермолаева — в прыжке артист словно парит в заоблачные выси.
Олицетворение бури на сцене — так можно охарактеризовать яркий, выдающийся, виртуозный талант легендарного артиста, балетмейстера и педагога Алексея Ермолаева. Его исполнительская манера феноменальна, она поражала удивительно гармоничным сочетанием силы и утонченности, яркого экспромта и мастерства. Невероятный артистизм, выразительный пластический жест, глубина внутренних переживаний и необыкновенная техническая сложность хореографии позволили Ермолаеву совершить переворот в балетном искусстве, разрушая сложившиеся стереотипы.
Алексей Ермолаев смело менял традиционные условности жанра и утверждал героический, мужественый и волевой танец в балетном спектакле. На сценах Ленинградского театра оперы и балета и Большого театра он создал такие разнохарактерные сценические образы, как: Зигфрид и принц Дезире (“Лебединое озеро”, “Спящая красавица” П. Чайковского), Жан де Бриен и Абдерахман (“Раймонда” А. Глазунова), Альберт и Ганс (“Жизель” А. Адана), Базиль, Солор и Океан (“Дон Кихот”, “Боядерка”, “Конек-горбунок” Л. Минкуса), марселец Филипп (“Пламя Парижа” Б. Асафьева), Тибальд (“Ромео и Джульетта” С. Прокофьева), кавалер Рипафратта (“Мирандолина” С. Василенко), Евгений и Ли Шан-фу (“Медный всадник”, “Красный мак” Р. Глиера) и др.
В 1939 году превосходный классический танцовщик Ермолаев показал себя в новом качестве —вдумчивым, оригинальным художником-балетмейстером и автором либретто, поставив совместно с россиийским режиссером Ф. Лопуховым первый белорусский балет “Соловей” С. Крошнера по повести З. Бедули (либретто — в соавторстве с Ю. Слонимским) на сцене Белорусского театра оперы и балета.
Ермолаев нашел качественно новое художественное решение, отличающее постановку народного балета от классических балетных спектаклей. Он наполнил спектакль сказочными элементами, что придавало образу Симона, становящегося вожаком восстания, символические черты богатыря. Благодаря введеным в действие различным старинным обрядам и обычаям, образы главных героев Симона (С. Дречин) и Зоськи (А. Николаева) были глубоко поэтичные. В финале балета, в большом темпераментном массовом танце была ярко воплощена волна народного гнева.
В жизни Алексея Ермалаева было еще две постановки — цикл хореографических миниатюр “Мир победит войну” на музыку композиторов начала 20 века, в котором сочинил и виртуозно исполнил все партии (1951 г., Большой театр) и “Пламенные сердца” В. Золотарева (1955 г., Белорусский государственный Большой театр оперы и балета).
До конца своей жизни артист остался верен балету. В 1960-75 гг. он преподавал в Большом театре и, одновременно, был педагогом и художественным руководителем (1968-72 гг.) Московского хореографического училища. Среди его учеников — Ю. Владимиров, М. Лиепа, М. Лавровский, В. Васильев и многие другие.