Новости

Олег Ивенко. Снова в Минске

 

В детстве мама привела его на балет, в родном Харькове, и мальчик так был восхищен увиденным, что решил: буду танцевать! После хореографической школы для продолжения обучения он выбрал Минск – училище, где занимался его кумир Иван Васильев. 10 лет назад, заканчивая колледж, он выходил на сцену Большого театра Беларуси, но уже знал, что в нашей столице не останется. Его, одного из трех сильнейших выпускников, ожидали приглашения из 10-ти театров мира. Лишь одно приглашение было из России, где он мечтал работать. В ноябре 2019-го премьер Казанского балета и звезда фильма Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон» вернулся в Минск как лицо кампании ЮНЭЙДС #ИскусстводляЗдоровья. Уже 4 марта на сцене Большого театра Беларуси он предстанет в образе Базиля в балете Л. Минкуса «Дон Кихот». Но на этом миссия Олега Ивенко в Минске не заканчивается.

 

Олег Ивенко продолжает сотрудничать с Объединенной Программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в Беларуси, а его участие в балете Большого театра приурочено к Дню «Ноль дискриминации», который во всем мире, начиная с 2014 года, отмечается 1 марта. Согласитесь, мы так редко задумываемся о том, что такое дискриминация и как это слово касается лично нас. А ведь оказаться в категории «вне нормы» так просто. Бесконечное навязывание ярлыков людям, живущим с ВИЧ; предвзятое отношение к человеку, стоящему на ступеньку «ниже» на самых разных лестницах – социальных, гендерных, расовых, религиозных, национальных, хотя абсолютно непонятно: эта лестница ведет вверх или вниз. Да, речь здесь может идти об ущемлении прав и свобод людей по самым разным причинам. И мы каждый раз сталкиваемся с навязыванием «правильных» и «истинных» ценностей. Попробовать быть более терпимым, выказывать сострадание, попытаться поставить себя на место другого человека – разве это трудно? Узнавать, делиться информацией, говорить, высказываться открыто – все это тоже есть форма поддержки людей, по тем или иным причинам оказавшихся «вне нормы».

 

Неудивительно, что Большой театр Беларуси приветствует подобные начинания. Ведь искусство всегда было территорией, свободной от стигм, ярлыков и дискриминаций. Об этом в том числе на самых разных встречах со зрителями говорит Олег Ивенко. Премьер Казанского балета обратит внимание на эту проблему и 4 марта. Проблему дискриминации, которая касается каждого. Совершенно неслучайно Олег Ивенко стал лицом кампании #ИскусстводляЗдоровья, которая прошла в белорусском Большом осенью прошлого года. (Инициаторами проекта выступили три стороны – театр, Фонд Рудольфа Нуреева и ЮНЭЙДС в Беларуси). Именно Олега режиссер Рэйф Файнс выбрал на главную роль в фильме «Нуреев. Белый ворон». На открытом показе биографической ленты о легендарном танцовщике в Минске Ивенко с удовольствием делился своими эмоциями и воспоминаниями о съемках со зрителями, пришедшими на презентацию.

 

***

– Многие говорили, что внешне я удивительно похож на молодого Нуреева. Скромничать не буду. (Улыбается.) Но Рэйф Файнс на эту роль выбирал танцовщика с энергетикой, которая была бы схожа с нуреевской. Это был мой дебют в актерском плане, но этот шанс, который мне выпал, я упустить не мог. Я начал заниматься английским и корректировать свой русский потому что в речи человека, родившегося в Украине, нет-нет, да и могло проскользнуть родное «шо». Я брал уроки актерского мастерства, ну и конечно, пытался влиться в иную стилистику танца. Готовился год. Претендентов на эту роль было много – из Москвы, Берлина, Питера, да и просто актеров, не танцовщиков. А Файнс выбирал, кто более подходит по энергетической подаче и эмоциональному состоянию.

 

***

– Во время подготовки к фильму я работал больше над пластической составляющей. Нуреев танцевал, словно кошка, медленно завораживая своим удивительным талантом зрителей. Я не подражал легендарному артисту, но пытался воссоздать эту гипнотическую пластику. Интересно, что на начальных этапах работы над картиной был уверен в том, что у меня будут сложности именно с актерской игрой, а вот к балетным номерам вопросов не будет. Ведь это моя профессия, единственное, что я знаю. А оказалось все в точности наоборот. Игровые сцены я делал с первого дубля, вот танцевальные приходилось переписывать. Снова и снова… (Улыбается.)

 

 

***

– Мне выпал удивительный шанс – перевоплотиться в такую Личность! И рядом был учитель, наставник, кинопапа – Рэйф Файнс, который стоял за меня горой. Поэтому я был просто бесстрашен. С Рэйфом мы всегда на связи. Постоянно переписываемся. Это он меня научил актерской игре. Мы много репетировали, тщательно прорабатывали роль. Он настраивал, если что-то не получалось, всегда повторял: «Не бойся – иди только вперед!» И я понимал: другого случая не будет – и выкладывался по максимуму.

 

***

– Мне кажется, после фильма я повзрослел, что ли… Стал Олегом Ивенко с характером Рудольфа Нуреева. Вся жизнь Нуреева – это танец. Он хотел танцевать и показать себя, свой талант, свое искусство миру. Но советская система не позволяла ему этого сделать… И он выбрал свободу… Порой нахожу параллели, пускай немного призрачные, между моей судьбой и жизнью Нуреева. Так же считаю себя человеком мира. Так же доказываю на сцене, что порой граница между понятиями «возможно» и «невозможно» очень условна.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ