В конце июня на сцене Большого прошел показ балета Э. Грига «Пер Гюнт» для художественного совета. Эта постановка хореографа Сергея Микеля откроет новый, 88-й сезон 8 сентября.
24 июня главные партии в спектакле исполнили ведущие артисты балета: Эвен Капитен (Пер Гюнт), Евгений Ядловский (седовласый Пер Гюнт), Ирина Еромкина (Озе), Людмила Уланцева (Сольвейг), Анна Фокина (седовласая Сольвейг), Такатоши Мачияма (Пуговичник), Игорь Артамонов (Горный король), Виктория Тренкина (Доврская дева), Яна Штангей (Анитра), Константин Кузнецов (отец Сольвейг), а также ведущие солисты оперы: Елена Золова, Инна Русиновская, Ольга Малиновская, Елена Бунделева, Ольга Терентьева, Дмитрий Шабетя, Андрей Матюшонок, Андрей Клипо и др. Дирижер – маэстро Александр Анисимов.
8 сентября на сцене Большого оживет мир, созданный 145 лет назад двумя норвежскими гениями – драматургом Генриком Ибсеном и композитором Эдвардом Григом. В театральную афишу, спустя 42 года, возвращается балет «Пер Гюнт». Но это совсем другая история, обещает хореограф-постановщик Сергей Микель.
– Сергей, почему именно с этим проектом – постановкой балета Э. Грига «Пер Гюнт» вы решили прийти к художественному руководителю театра Валентину Елизарьеву? Почему эту работу выбрали для вашего дебюта в Большом?
– Нельзя сказать, что поставить именно этот балет было моей мечтой. Но меня не отпускало внутреннее ощущение, что я смогу это сделать – рассказать языком танца историю Пера Гюнта, которая все больше меня трогает, чем больше я в нее погружаюсь, а значит, смею надеяться, не оставит равнодушным и зрителей. Да, мысли о каких-то других постановках бродят в моей голове достаточно давно. Но концепция балета «Пер Гюнт» оформилась приблизительно за год. Пришла идея – и начали над ней работать, причем надо было отыскать в литературном тексте интересные зацепки, нюансы, вещи, на которые бы живо реагировал современный зритель. Безусловно, мне хотелось актуализировать материал, максимально приблизиться к жизни, понятной современному зрителю. Сюжет этой истории мне кажется очень злободневным. В эпоху безграничных возможностей, когда практически не существует границ для своей реализации, все чаще и чаще человек ищет себя в этом мире, причем ищет себя настоящего…
– Как-то вы сказали, что вам невероятно интересно работать с литературным текстом, искать в нем тайны и разгадывать загадки, чтобы создать уже свой текст – хореографический… Разгадали Ибсена?
– Перечитывал, причем не один раз и в разных переводах. И не только пьесу «Пер Гюнт». Всегда, работая с серьезной литературой, хочется узнать как можно больше о личности самого автора. Интересно было находить параллели с «Пером Гюнтом» как в других книгах Ибсена, так и в литературе о самом писателе. Тогда открываются интересные вещи, объясняющие философию жизни и творчества драматурга. Безусловно, было важно максимально подробно разобрать собственно текст «Пера Гюнта». И даже сейчас не могу сказать, что я утолил ту жажду, которую испытывал в самом начале пути. Хочется перечитать еще и еще раз. Порой поддаюсь искушению. Но аккуратно. Ведь здесь таится опасность: анализируя проделанную работу, могут прийти сомнения в ее правильности. Но в самом начале детальная работа с литературным текстом помогла понять не только сам образ Гюнта, но и проникнуть в суть персонажей, которые окружают главного героя. Это и Тролль, живущий с единственным девизом «Самим собою будь доволен!», и Анитра, предпочитающая материальные блага любым душевным ценностям, и прекрасная Сольвейг, обладающая редким даром – любить… А дивные образы, взятые из скандинавской мифологии! Клубок ниток как символ перепутанных и нереализованных мыслей, идей Пера Гюнта, которые он так и не смог «размотать» за всю жизнь и протянуть людям, с которыми бы хотел себя связать. Капли росы как символ слез или ветер как символ разговоров, шепота, молитв и слов, которые он так и не услышал или не хотел слышать. Удивительно мощные образы! Говорю – и у меня мурашки по коже…
– Как приходит к вам образ и хореографическая лексика того или иного героя? Неужели во сне?
– Это было бы очень красиво. (Улыбается.) Какие-то нюансы действительно дарит сон, важно это потом удержать в голове, чтобы идеи не испарились с пробуждением. Но, конечно, всё рождается в работе. Основа балета у меня есть, я не прихожу к артистам неподготовленным со словами, мол, давайте что-нибудь сейчас придумаем. Нет! Но одно дело сочинить текст в голове, другое – прийти в зал и понять, что повторить хореографическую лексику артист не может. Или наоборот: его физические возможности, пластика и органика помогают раскрыть образ глубже и полнее. Какое-то неосознанное движение может просто попасть в точку! Именно оно и станет основным для героя. Так что, прихожу в зал и ищу музу на репетициях, вдохновение не приходит, когда ты лежишь на диване. Муза – в работе…
– Зрителей ждет слияние мира реального и фантазийного. Как это будет выражено в танце?
– Мир романтико-идеализированный – это Осе и ее передвижной театр; мир мистический – это корпорация Троллей, совсем не похожая на корпорацию монстров, и другие темные силы; мир реальный – это пустыня Анитры, сумасшедший дом с его пациентами, бездомные; отдельная Вселенная – это мир Сольвейг. Да, каждый из этих миров будет жить в своей пластике и хореографии. Еще одной отличительной чертой в характеристике персонажей балета будет отсутствие гендерного разделения. Крайне актуальная тема. Также неспроста я поставил на пуанты Кривых – свиту Пуговичника и пациентов сумасшедшего дома: необходимо подчеркнуть неустойчивость, некую сломленность персонажей.
Остается добавить, что первые показы балета «Пер Гюнт» состоятся 8 и 9 сентября.
Для справки
Сергей Микель (с 2017 года – балетмейстер-постановщик Музыкального театра) – выпускник Витебского государственного колледжа культуры и искусств. В Академии музыки в 2017-м он окончил класс профессора В.Н. Елизарьева как балетмейстер, а затем – магистратуру по специальности «музыкальное искусство». В Музыкальном театре он поставил балеты «Вишнёвый сад» (спектакль получил Национальную театральную премию-2018 в номинациях «Лучшая работа постановщика», и «Лучший спектакль балета»), «Титаник» и «Джеймс и Персик-великан». Балет «Пер Гюнт» – первая работа Микеля на сцене Большого театра Беларуси, которую он осуществляет вместе с дирижером-постановщиком народным артистом республики Александром Анисимовым и художником-постановщиком Любовью Сидельниковой. В спектакле в главных партиях будут заняты ведущие артисты балета театра: Ирина Еромкина, Ольга Гайко, Марина Вежновец, Людмила Хитрова, Яна Штангей, Александра Чижик, Виктория Тренкина, Людмила Уланцева, Татьяна Уласень, Анна Фокина, Антон Кравченко, Игорь Артамонов, Олег Еромкин, Егор Азаркевич, Константин Героник, Эвен Капитен, Игорь Оношко, Такатоши Мачияма, Иван Савенков, Артем Баньковский и др. А также ведущие солисты оперы: Татьяна Гаврилова, Татьяна Петрова, Елена Бунделева, Елена Золова, Инна Русиновская, Ольга Малиновская, Александр Гелах, Дмитрий Шабетя, Андрей Клипо и др.
Фото: Михаил Нестеров