Дорогие друзья! Мы очень ждем того момента, когда в нашем парадном фойе вновь зажгутся люстры и театр наполнится шумом и аплодисментами. А пока по обе стороны кулис стоит тишина, мы с радостью представляем вам наши легендарные спектакли в формате онлайн – в новом совместном проекте Белтелерадиокомпании и Большого театра Беларуси.
С 29 мая вы сможете увидеть оперу «Визит Дамы» Сергея Кортеса. Онлайн-трансляция осуществляется в сообществе #ЗОЛОТОЙФОНДБТ официальной страницы Главной дирекции фондовых материалов БТРК «Белтелерадиофонд» в соцсетях "ВКонтакте" и Facebook.
Премьера оперы-притчи Сергея Кортеса «Визит Дамы» состоялась на сцене Большого театра Беларуси в 1995 году (либретто Владимира Халипа по мотивам пьесы «Визит старой дамы» Ф.Дюрренматта). Дирижер-постановщик спектакля – Геннадий Проваторов, режиссер-постановщик (Николай Пинигин), художник-постановщик – Зиновий Марголин, хормейстер – Нина Ломанович.
Вконец обнищавшие жители захолустного городка Гюллена готовятся к встрече дочери местного каменщика, ныне миллиардерши Клары Цаханассьян. Неужели она не растрогается при виде их убожества и не подбросит денег родному городу?
И вот появляется сама Дама со странной свитой, барсом в клетке и… пустым гробом. Она готова одарить Гюллен так щедро, как и не снилось этим бедолагам. Гюлленцы получат миллиард при условии, что кто-то из них убьет лавочника Альфреда Илла, который в далеком прошлом был ее первой любовью, но предал и оклеветал свою «рыжую колдунью». Чудовищное условие, поначалу с гневом отвергнутое, в конце концов выполняется…
Непривычные ситуации пьесы Дюрренматта и яркая театральность, «зримость», пластическая выразительность музыки Кортеса потребовали от артистов особой манеры сценического поведения. Авторы спектакля нашли много успешных, неспецифичных для музыкального театра, постановочных решений.
Среди многих рельефно выписанных персонажей оперы есть три самых главных: Клара Цаханассьян, Альфред Илл и… Гюлленцы – собирательный образ, воплощаемый хором и вызывающий в памяти знаменитые антиутопии, в первую очередь, роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Многие хоровые номера, нарочито примитивные, но броские, эффектные, пародируют советскую массовую песню.
Удивительно новым был для оперной сцены образ Старой Дамы – Клары Цаханассьян. Кто она – бесстрастный вершитель правосудия? просто женщина, которой все ее миллиарды нужны только для того, чтобы отомстить обидчику за свою изломанную, хотя внешне блестящую жизнь?
Спектакль стал большим творческим достижением для многих исполнителей. Один из самых ярких образов в своей творческой биографии создала Наталья Руднева (Клара Цаханассьян).
Запись спектакля осуществлена Белорусским телевидением в 1997 году.
Исполнители: Наталья Руднева (Клара Цаханассьян), Эдуард Пелагейченко (Альфред Илл), Тамара Глаголева (Клерхен), Михаил Жилюк (Бургомистр), Сергей Франковский (Учитель), Геннадий Чепиков (Священник), Юрий Бастриков (Художник), Виктор Чернобаев (Полицейский), Людмила Кривенок (Жена Илла), Марина Аксенцова (Жена Бургомистра), Олег Мельников (Дворецкий), Елена Бунделева (Коби), Эльвира Рыжанович (Лоби). Дирижер – Андрей Галанов.