Новости

#ЗОЛОТОЙФОНДБТ

 

Театральные пятницы с Белтелерадиокомпанией и Большим театром продолжаются. На этот раз с 26 июня в сообществе #золотойфондБТ в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook зрители смогут увидеть легендарную оперу Ж. Бизе “Кармен” с блистательной исполнительницей главной роли – народной артисткой Беларуси Натальей Рудневой. Запись постановки режиссера Вячеслава Цюпы была сделана в 1991 году.

 

Впервые оперу «Кармен» представили на суд зрителей в 1875 году – в Париже, в театре «Опера-комик». И спектакль… с треском провалился. Сам сюжет и плотская страсть, так откровенно выраженная в музыке Жоржа Бизе, шокировали светскую публику. Это был скандал, который, пожалуй, и повлиял на столь скорый уход из жизни самого композитора – он умер спустя три месяца после премьеры. Ему было лишь 36 лет. Жорж Бизе так и не узнал, какой ошеломляющий успех ждал его творение в дальнейшем. Петр Ильич Чайковский в своих письмах называл «Кармен» не иначе, как «шедевром». Тепрь эта опера триумфально шествует по всем театрам мира. Спектакль занимает особую страницу и в истории белорусского Большого: опера стала первой постановкой, которая в 1933-м открывала наш театр.

 

В первых четырех постановках «Кармен», начиная с 1933 года, главную партию исполняла Лариса Александровская, «ослепительная красавица, обладательница уникального по диапазону и тембру голоса». Потом на сцене белорусского Большого блистали Лидия Галушкина, Светлана Данилюк, Нагима Галеева, Наталья Руднева. Великолепная Елена Образцова обожала наш театр и всегда с удовольствием участвовала в белорусской «Кармен», превращая каждый спектакль в настоящее событие… За многолетнюю историю постановок оперы Бизе на сцене Большого театра случалось всякое: контрабандисты представали в образах «пролетариев», которые вместе с роковой красавицей боролись за свободу рабочего народа, или Кармен убивала Микаэла, а не Хозе. В постановке Вячеслава Цюпы сцену наполнили сложные высокие металлические конструкции – артистам хора приходилось постоянно бегать по этим этажам, а исполнительнице титульной роли даже… прыгать со второго на первый. Этой певицей как раз и была Наталья Руднева, народная артистка Беларуси.

 

– В 1972 году я приехала в Большой театр в качестве артистки хора, по направлению, – вспоминает Наталья Александровна. – Пожалуй, именно тогда, 45 лет назад, я и увидела этот спектакль целиком, до этого по радио слышала только известные арии, а по телевизору видела лишь отдельные сцены. И когда выходила на сцену в составе хора, в роли Кармен блистали Лидия Галушкина и Светлана Данилюк. Я тогда даже консерваторию не окончила, за плечами было музыкальное училище, и конечно, о партии роковой красавицы даже и не мечтала. Даже когда вернулась в белорусский Большой в начале 1980-х уже солисткой, в течение лет 10-ти я выходила на сцену во всех ведущих ролях, но только не Кармен. Потому что всегда считала: партия Кармен – это не столько пение, сколько актерская игра. А в 1990-м спектакль решили обновить, и за постановку легендарной оперы Бизе взялся Вячеслав Цюпа. (В 1987-1992 гг. – главный режиссер, в 1992-1998 гг. – режиссер Большого театра Беларуси. – Прим. автора.) И главная его установка была: сделать не так, как у всех. Поверьте: выходить впервые в роли Кармен в неклассической постановке очень и очень непросто. Все-таки какой-то стереотип у тебя уже создался. Я представляла, что здесь могу сыграть так, а здесь вот так… Но Вячеслав Олегович поставил перед нами, казалось, невыполнимые задачи. Некоторые принципиальные акценты он вообще сместил. Например, в его спектакле не Хозе, а Микаэла убивала Кармен. Или я на русском пела слова: «Нет. Я не боюсь. И бежать не хочу…», а режиссер требовал от меня изобразить самый настоящий страх. И как это сделать?!. Как совместить, казалось бы, несовместимое?!. Было действительно сложно. В том числе и физически. Потому что на сцене стояли высокие металлические конструкции, по которым необходимо было постоянно бегать то вверх, то вниз. А во втором акте меня заставили прыгать со второго этажа!.. Меня страховали лишь два артиста хора. В постановке было много интересных режиссерских ходов, фантазии. Но в голове крутилась единственная мысль: как все это соединить с пением?.. В общем-то, неудивительно, что к концу репетиционного процесса из всех составов на роль Кармен осталась я одна. До сих пор помню свой разговор с маэстро Александром Анисимовым. «Александр Михайлович, – робко попросила я его, – можно завтра я не выйду на сцену?» «Завтра – премьера. И петь больше некому…» – засмеялся он. С Александром Анисимовым работать было хорошо и легко: он всегда тебя поддерживал. Помню, когда его спросили, почему кому-то он делает замечания, а кому-то – нет, маэстро ответил: «Я делаю замечания только тем, в кого верю…» Я это очень хорошо усвоила и внутренне всегда радовалась, когда Александр Михайлович показывал, что не всегда мной доволен. «Значит, – думала я, – в меня верят! И я могу еще что-то изменить…» Вообще, мне повезло встретить в профессии немало талантливых людей, с которым работать – одно удовольствие. Ведь тогда ты совершенствуешь прежде всего себя… И мы действительно справились. А в 1995-м была вторая постановка «Кармен» Бизе, тоже Вячеслава Цюпы, но уже на французском. Это было связано с тем, что оперная труппа Большого театра начала выезжать на гастроли за границу, и было необходимо знать материал в оригинале.

 

– Моя Кармен, – продолжает Наталья Руднева, – женщина, которая не может жить без любви. Она искренне любила Хозе и так же честно, всем сердцем полюбила Эскамильо. Да, во время исполнения знаменитой хабанеры (L'amour est un oiseau rebelle…), когда буквально все мужчины объясняются ей в любви, она не может пройти мимо и должна каждому уделить внимание. Но это лишь мимолетный флирт, не более, глубокое чувство у нее появляется лишь к двум героям – Хозе и Эскамильо. Поэтому и на смерть ей было идти совершенно не страшно. Да, возможно, было бы проще, если бы я пела в классической постановке. Но с другой стороны, понимаю: работа в спектакле Вячеслава Цюпы подарила мне бесценный и исключительный опыт – играть так, чтобы зритель тебя не отверг, а полюбил…

 

Итак, приглашаем зрителей в Большой театр Беларуси… образца 1991 года – на оперу Ж. Бизе «Кармен». Напомним, что онлайн-показ пройдет в сообществе #золотойфондБТ в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook уже в эту пятницу, 26 июня. Главные партии в этой записи 1991 года исполнили наши великолепные артисты, настоящие легенды белорусской оперы: Наталья Руднева (Кармен), Эдуард Пелагейченко (Хозе), Наталья Костенко (Микаэла), Аркадий Савченко (Эскамильо), Тамара Кучинская (Фраскита), Ирэна Журко (Мерседес), Виктор Чернобаев (Цунига), Геннадий Чепиков (Данкайро), Михаил Жилюк (Моралес), Григорий Полищук (Ремендадо). За дирижерским пультом – маэстро Александр Анисимов.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ