16 декабря в Камерном зале им. Л.Александровской состоится концерт, который заметно выбивается из привычной череды вокальных вечеров. Академический концерт камерной инструментальной музыки – настоящая редкость для Большого театра. Однако повод для встречи в строгом стиле есть. Подходит к концу календарный год, который всколыхнул, пожалуй, весь мир. Этот год принёс немало переживаний и горя, но и не меньшие надежды и веру в силу человеческого духа. На осмысление этих событий нам потребуется срок, но и сейчас отчётливо ощущается потребность остановиться, замереть и прислушаться к тому состоянию, которое сопровождает нашу повседневность.
Концерту предпослан эпиграф:
2020. Мы на пороге конца года. Мы на пороге...
Число 2020 никогда для нас не будет просто числом. Мы вряд ли сможем восхищаться абстрактной красотой его периодичности и вряд ли сможем почувствовать мягкий ритм колебаний 2 и 0 – того, что больше единичности и того, что есть пустота. Теперь 2020 для нас всегда будет наполнено самым предметным смыслом.
20:20 - это наш счёт на табло. Это ничья. Пока? Что было в этой борьбе?
Стихийные, даже иррациональные, силы – против человеческой стойкости и храбрости;
непредсказуемые обстоятельства – против твёрдости духа;
смерть – против жизни.
И всё же ничья.
Когда-то, когда время подарит нам ретроспективу, за этой ничьей мы увидим возможности. А сейчас мы просто хотим остановить игру и оставить свой Post scriptum.
В концерте прозвучат сочинения Иоганнеса Брамса и Макса Бруха – музыка, которая позволяет каждому слушателю погрузиться в свою звуковую реальность тем способом, который свойственен именно ему: интеллектуалу – через рациональное осознание, лирику – через эмоциональное проживание, эстету – через переживание красоты музыкального абсолюта.
В разные периоды своей творческой жизни – от молодости до последнего десятилетия – Иоганнес Брамс создавал произведения в жанре инструментального трио, причём не всегда речь шла о классическом составе струнных и фортепиано. К составу с участием духовых инструментов Брамс впервые обратился в 1856 году, создав Трио для скрипки, валторны и фортепиано Ми-бемоль мажор. Втрое трио для смешанного состава было написано уже в 1891 году, и его появление было обусловлено общением композитора с кларнетистом-виртуозом Рихардом Мюльфельдом, раскрывшим Брамсу богатейшие возможности этого инструмента.
В отличие от предыдущих брамсовских фортепианных трио, в трио для кларнета, виолончели и фортепиано ор.114 (ставшим, к слову, последним в серии фортепианных трио композитора) нет ни симфонического размаха, ни героических интонаций, ни напористой действенности – оно подчёркнуто камерно. Круг образов сузился, исчезли яркие контрасты, но внутри одной эмоциональной – субъективно-лирической – сферы композитору удаётся достичь необычайного богатства оттенков.
Макс Брух был очарован сочетанием кларнета, виолончели и фортепиано, которое Брамс использовал в своем Кларнетовом трио ор.114. Нежный, печальный тембр кларнета прекрасно гармонировал с низким интроспективным звучанием виолончели, что создавало неповторимый колорит элегической красоты, обращенной в романтическое прошлое. Вместо виолончели для своего цикла ор.83 Брух изначально выбрал альт, возможно, благодаря большей родственности этого инструмента скрипке. Однако в современной исполнительской практике сосуществует несколько версий – как с участием альта, так и с участием виолончели.
Почти все восемь пьес, за исключением одной, написаны в минорных тональностях и отражают то лучшее, что присуще музыке Бруха: изысканный мелодизм, печальную грацию, прозрачность и легкость музыкального языка, напоминающего манеру письма Мендельсона, уклон в нежный, ностальгический романтизм. Брух изумительно выстраивает взаимодействие трех инструментов: ни в одной из пьес не создается впечатление, что какой-то из них звучит слишком много или слишком мало, в ущерб другим. В сумрачном Andante фа минор проявилась любовь Бруха к румынским народным мелодиям, в более порывистом Andante con moto соль минор звучат лучшие темы, когда-либо написанные композитором. Allegro Agitato ре минор и Allegro vivace ma non troppo Си-бемоль мажор создают почти что мендельсоновское настроение и заметно контрастируют с печальными осенними настроениями шести других пьес.
Исполнители: Денис Поречин (кларнет), Иван Ренанский (виолончель), Марина Ромейко (фортепиано)
Денис Поречин (кларнет) окончил Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки в 1991 году (класс Е.Л.Мазелева) и Белорусскую государственную академию музыки в 1997 году (класс доцента И.Л.Бричикова). Участвовал в международных мастер-классах Ги Деплю и Поля Мейера во Франции и Георга Меервайна в Германии.
С 1999 года играет в оркестре Большого театра Беларуси. С оркестром театра и в составе других коллективов работал со всеми ведущими дирижёрами Беларуси, а также маэстро Вильгельмом Кайтелем (Германия), Джеймсом Гелисом, Гэвином Гринуэем и др. Гастролировал в странах Европы и Америки. Регулярно выступает в составе камерных ансамблей с ведущими белорусскими музыкантами: скрипачами Артёмом Шишковым, Юрием Германом, виолончелистами Алексеем Афанасьевым, Станиславом Петченко, Иваном Ренанским, пианистами Дашей Мороз, Мариной Ромейко, Олегом Лесуном, флейтисткой Дианой Гонтаренко и др.
Иван Ренанский (виолончель) – выпускник Республиканского музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки, (класс И.М.Степановой). Уже во время обучения проявил себя как яркий, одаренный виолончелист, неоднократно принимал участие в различных конкурсах, международных мастер-классах, стал лауреатом международных конкурсов (золотая медаль V молодежных Дельфийских игр государств – участников СНГ, 2008, третья премия 20-го Международного конкурса виолончелистов им. Герана в г. Усти над Орлице (Чехия), 2009, Гран-при Международного музыкального конкурса «Восхождение» в г. Ялта (Россия), 2010). В 2017 году закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского в классе всемирно известной виолончелистки народной артистки СССР профессора Натальи Николаевны Шаховской. Во время учебы в консерватории в качестве солиста и оркестранта регулярно выступал на кафедральных концертах и отчетных концертах класса, а также неоднократно участвовал в проектах таких коллективов, как Студия новой музыки, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, камерный оркестр «Musica Viva» под управлением Александра Рудина и многих других.
С 2018 года – второй солист виолончельной группы симфонического оркестра Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
Марина Ромейко (фортепиано) окончила Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки (класс Е.С.Соболевой и Е.Г.Пукста). В 2000 году после успешного окончания колледжа поступила в Венский университет музыки и драматического искусства в класс профессора Н.Флореса; в 2005 – 2009 годах стажировалась в аспирантуре у профессора С.Владара.
В 1998 году М.Ромейко приняла участие в Международной школе исполнительского мастерства (Ворзель, Украина), в 2003-2009 годах – в мастер-классах известных музыкантов Стивена Иссерлиса, Юлиана Рахлина, Лейфа Ове Андснеса, Альтенберг-трио. Марина Ромейко является лауреатом и дипломантом международных фортепианных конкурсов и фестивалей: I Международный фортепианный конкурс-фестиваль (Брест, Беларусь, 1999), V Международный конкурс пианистов «Premi рrincipat d'Andorra» (Андорра, 1999 – диплом), Международный конкурс пианистов «Минск-2000» (Минск, Беларусь, 2000 – специальный приз композитора А.Короткиной за блестящее исполнение обязательного произведения), Международный конкурс «Fidelio» (Вена, Австрия, 2004 – победитель в номинации «концертмейстер»), «Bluethner Golden Tone Award» (Вена, Австрия, 2009 – диплом). Стипендиат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи.
М.Ромейко неоднократно выступала на радио и телевидении, работала с выдающимися звукорежиссёрами, такими как У.Фэттэ (Deutsche Grammophon), И.Н.Маттес (1967-1980гг. – EMI Classics). Концертировала в качестве солистки с камерным и симфоническим оркестрами (Государственный камерный оркестр Республики Беларусь, Симфонический оркестр Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Webern Symphonie Orchester – Вена, Philharmonic Symphony Orchestra of Bacau – Румыния). Гастролировала по стране и за рубежом (Польша, Литва, Германия, Австрия, Франция, Швейцария). Среди самых значимых – выступления в концертных залах Konzerthaus Wien, Musikverein Wien, Gasteig Muenchen.