Владимир Дудин впервые приехал в Беларусь, соответственно дебютом стало и его участие в фестивале Большого театра. Владимиру удалось посмотреть три спектакля – постановку Оксаны Волковой «Виллисы. Фатум» на музыку Дж. Пуччини, а также две работы Анны Моторной – оперы «Фауст» Ш.Гуно и «Дикая охота короля Стаха» В.Солтана. Прямо перед отъездом в Санкт-Петербург Владимир Дудин поделился своими впечатлениями…
О личных открытиях на фестивале
– Настоящим открытием минского форума для меня стала музыка Владимира Солтана. Как правило, встречу с новой большой оперой ждешь с опасением, чувствуешь себя, словно кролик, на которого вот-вот нападет дикий зверь. (Улыбается.) Такой формат – длинной по времени оперы – динозавр в ХХІ веке, который потихоньку исчезает. Частенько когда слушаешь ее, возникает ощущение, что композитор был просто обязан написать это полотно, с его повторяющимися структурами и романтическим языком, достаточно вязким. Потому что такова традиция. У Солтана тоже чувствуется традиция, но другая. Я услышал его как ученика Мусоргского, Шостаковича, Прокофьева. И испытал удивительные ощущения: попал под обаяние магии композиторского языка. Психологическая суггестия, саспенс, состояние тревоги и ожидания сопровождали меня от начала до конца произведения. Какой тут может быть сон! Испытать такие чувства – это достижение композитора и всей творческой музыкальной команды постановщиков. Знаю, что жизненный путь у Владимира Солтана был короткий (белорусский композитор трагически погиб, когда ему было 44 года, – Прим. автора). Но я просто уверен, что в следующей своей работе он мог дойти до чего-то еше более интересного, сильного, может быть, даже радикального в музыке. Судя только по этой опере, композитор был человеком без кожи. Он невероятно тщательно выбирал средства – без лишнего "жира". Все в его музыке прозрачно и ясно, не плоско, но однозначно; партитура ведет за собой слушателей в нужном направлении. Я бы назвал “Дикую охоту короля Стаха” шедевром. Маэстро Андрей Иванов (21 декабря за пультом был главный дирижер Ростовского музыкального театра. – Прим. автора) внимательно слушал композитора – было комфортно мне как зрителю и, думаю, удобно артистам: оркестр не заглушал певцов.
Интересно, что одна из главных мелодий – тема Надежды Яновской – словно шкатулочная. Она, как в любом фильме ужасов или в той же киноэпопее о Гарри Поттере, тебя уводит магическим образом – и ты остаешься ее пленником, попробуй – выберись.
Действительно открыл для себя нового композитора. И только благодаря опере решил посмотреть фильм Валерия Рубинчика. Конечно, знал об этой ленте. Но когда советский триллер шел в кинотеатрах, я был ребенком. Помню афишу, да и название манило. Но как-то не случилось. Хотя никогда не поздно ничего для себя открывать. Это мое твердое убеждение. Возможно, нашел какие-то общие линии у картины и у спектакля, что естественно. Но постановка Анны Моторной – это настоящий кинопавильон, добротный голливудский стиль, тот большой стиль, который так любит, например, “Метрополитен-опера”. Да, можно придираться и к простоватым “сугробам”, и к финалу, который, как мне показалось, немного размыт. Но у этого спектакля есть особая миссия. Для мыслящих слушателей спектакль – колоссальная почва для размышлений. Болото здесь предстает многомерным символом – как самого прошлого, с которым опасно заигрывать, так и души человеческой. Опера это не документальная история, это вымысел, который дает свободу, режиссеру – в том числе. Поэтому Анна Моторная вольна была показать шляхетскую барочную пышность. Возможно, даже немного гротесковую.
Еще одно мое личное открытие – близость белорусского и польского языков. Последний я хорошо знаю. Поэтому был приятно удивлен этой открывшейся особой связи.
Об опыте, который порой мешает
– Да, когда видишь два спектакля одного режиссера – оперы Ш.Гуно «Фауст» и В.Солтана «Дикая охота короля Стаха», невольно начинаешь сравнивать и понимать определенные особенности метода постановщика Анны Моторной, которая придерживается большого стиля в опере. И опера как жанр нуждается в этой роскоши, особенно при такой пышной партитуре Гуно. Но большой стиль – это и большая ответственность. В «Фаусте» очевидно звучит желание режиссера придать своему детищу вневременное звучание. Ей близки всякого рода метаморфозы и превращения на сцене. Поэтому так мощно задействована машинерия в спектакле, но, значит, и работать с этими механизмами следует более аккуратно, бережно и соразмерно. Признаюсь, заметно, что «Фауст» – первая проба пера Анны на сцене Большого театра. В каждой последующей постановке можно будет наблюдать, как режиссер отсекает все лишнее, концентрируясь на каких-то более важных деталях.
Конечно, сложно смотреть и слушать оперу, которую очень хорошо знаешь. Опыт мешает. У меня уже есть любимые постановки «Фауста». Одна из них – спектакль Лондонского Королевского театра «Ковент-Гарден» режиссера Дэвида МакВикара, где действительно есть страшные сцены, нарисованные максимально реалистично. Как например, абсолютное ощущение отсутствия какого-либо спасения в сцене «В храме», когда наблюдаешь, как в церкви тоже правит бал сатана. И опять же здесь можно рассуждать о том, насколько подробной и реалистичной может быть режиссура. Но все дело в соразмерности – внутри концепции и в ее воплощении на сцене.
В «Фаусте» Моторной ведется тема киносъемок. Но кто эти операторы? Свидетели происходящего? Участники процесса? Как они влияют на судьбу героев? Мне кажется, эта тема немного не доведена до конца, поэтому и не доиграла своей роли. Или линия свиты Мефистофеля, которая могла бы быть более дерзкой, провоцирующей, хищной, пугающей, не такой осторожной. Таких моментов было несколько, словно элементы в пазле, они поставлены в ряд, но резонирующего взрыва не случается. Не исключено, повлияло то, что эту постановку я смотрел самой первой, не привык еще к пространству зала, к его акустике. Уверен, при втором просмотре я бы точно считал какой-то другой уровень.
Об артистическом потенциале и белорусах
– Все артисты, которых я успел увидеть и услышать, очень старательные. Хорошие вокалисты. Но я бы посоветовал режиссерам их меньше жалеть. Ощутимо, что их актерский потенциал не израсходован, а надо выжимать по полной. Полутона в опере неуместны. Выпотрошите слушателя, возьмите его за грудки и не отпускайте! Ведь опера должна дойти до сердца зрителя.
Я знаю как минимум трех белорусов, фанатиков своего дела и абсолютных трудоголиков – Екатерину Семенчук, Надежду Кучер и Владислава Сулимского. Они готовы вгрызаться в роль и постоянно совершенствоваться. Это я понял давно. Помню, Сулимский пел Макбета в Риге, а уже на следующий день – в родной Мариинке. Герой, что сказать… Возможно, это и есть отличительная особенность белорусов?..
Интересно, что Годердзи Джанелидзе (солист Большого театра России выступал на Гала-концерте звезд форума. – Прим. автора) я не слышал со времен конкурса Е.Образцовой. И достаточно сдержанно отозвался о нем тогда. Но сейчас на репетиции услышал, как он вырос, как красиво и культурно стал петь. Певцу всегда надо давать время. Если у артиста есть миссия, если внутри него существует зерно – оно обязательно прорастет.
О нотах и что за ними скрывается
– Я знал название «Виллисы», слышал отдельные арии и номера. Но постановку оперы Дж.Пуччини увидел только сейчас, в Минске. И получил огромное удовольствие.
Для дипломной работы (первая постановка Оксаны Волковой в театре. – Прим. автора) это очень хороший уровень, настоящий большой успех всей команды. Возможно, снова хореография нуждается в большей яркости и разнообразии. Что-то более современное и новое могло бы по-другому раскрыть какие-то сюжетные линии.
Мне приятно было услышать красивый, лирический, ровный тенор Александра Михнюка. Он меня покорил. Анастасия Москвина также стала своеобразным открытием – изумительная певица, которая держит превосходную вокальную форму. И все-таки нельзя постоянно прятаться за голос, необходимо работать артистически. Но это краеугольный камень мировой оперной практики вообще.
В «Виллисах» ученичества было не избежать, да и сложно активно действующей певице быть режиссером. (У Волковой большой вокальный ресурс, так что надо его сберечь на долгие годы. Оксаной еще не наслушались зрители.) И все-таки, думаю, можно говорить о режиссерском стиле Оксаны Волковой на примере ее первого спектакля, о ее отношении к оперной постановке не как консерватора, а как человека, который презентует свое видение и стремится показать публике, что за нотами скрывается не только простое иллюстрирование сюжета, а нечто более глубокое. Любой человек, который пробует себя в режиссуре, дает понять себе и окружающим, что он не эгоист, что готов гореть вместе с командой и сгорать вместе с коллективом.
Владимир ДУДИН (Санкт-Петербург), музыкальный критик, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» (Россия), печатается в московских и петербургских газетах и журналах: «Санкт-Петербургские Ведомости», «Российская газета», «Независимая газета», «Музыкальная жизнь» и др.
Текст: Елена Балабанович
Фото: Татьяна Бервина, Ирина Малахова