В свое время она станцевала, пожалуй, все ведущие партии в балетных постановках на сцене белорусского Большого. Теперь она находится “по другую сторону баррикад” – обучает молодых артисток. Ее легко заметить в партере на каждом балете: она приходит в зал с блокнотом и записывает любую мелочь, которую обязательно исправит со своими ученицами в балетном классе в следующий раз, чтобы в спектакле все было совершенно. И работает она постоянно. Потому что по-другому не может. Она – народная артистка Беларуси, педагог-репетитор Большого театра Татьяна Михайловна Ершова. 13 ноября она отмечает свой юбилей. В ее честь в Большом – балет “Спящая красавица”.
***
– Учиться в балетной школе Риги было очень интересно! Во-первых, педагоги у нас были очень сильные – из Москвы и Петербурга. Марис Лиепа уже к тому времени окончил училище. Но вместе с нами занимались Михаил Барышников и Александр Годунов. И атмосфера у нас была потрясающая! Мы были просто сумасшедшими фанатами балета. Горели этим! Если у нас с утра было два урока для девочек, мы приходили на все два занятия. Нас никто не заставлял, мы и не думали, что можно было работать как-то по-другому. Вечером, если мы не были заняты в спектакле, собирались сами в классах и готовили вариации. А потом в обязательном порядке – смотреть балет! Стояли на галерке в ряд, с тем же Мишей Барышниковым, – и с замиранием сердца следили за каждым движением артистов. А в антракте гурьбой бежали снова в класс – нам не терпелось повторить все то, что мы только что наблюдали на сцене. Так школьные будни и протекали.
***
– Мы с Александром Сергеевичем (Мартынов, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь) уже были лауреатами международного конкурса артистов балета в Варне, когда нас пригласили на фестиваль в Минск. В белорусском Большом он проводился впервые. Открывался фестиваль премьерой – «Сотворением мира» Валентина Елизарьева. Сразу было понятно: здесь, в Минске, царит уникальная атмосфера – рождается что-то новое. Поэтому когда нас с Мартыновым пригласили в труппу, мы, конечно, немного подумали, но согласились. Нас взяли в белорусский Большой, чтобы подтянуть классическую базу труппы. Но однажды Валентин Николаевич обронил: «Учи Кармен…». У меня в голове пронеслось: «Да я никогда в жизни не смогу станцевать эту партию!» Когда я впервые смотрела эту постановку, то села – и не могла ни вздохнуть, ни моргнуть, ни пошевелиться: так действо утянуло меня за собой. И я даже не представляла, что эту партию можно выучить… Как?! Но конечно, начала готовиться. Однажды на репетицию заглянул Елизарьев. Долго смотрел, молчал. А потом произнес: «Вы можете стать моей балериной… Есть в вас графичность…» И я в театре перетанцевала всё: «Жизель», «Тщетная предосторожность», «Раймонда», «Кармен», «Спартак», «Тиль Уленшпигель», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»... Наверное, единственное, что не удалось – это «Сотворение мира». Когда приехали в Минск, балет уже шел на белорусской сцене, и на каждую партию было по пять составов! Артисты в очереди стояли!..
Хотя… Станцевать адажио из «Сотворения мира» удалось на международном конкурсе артистов балета в Москве, в то время, пожалуй, самом престижном. Именно там я завоевала звание лауреата.
***
– Я бы не сказала, что балет – это жертва… Мы с детства привыкаем к определенному режиму питания, к определенным физическим нагрузкам. Когда у меня родился сын Сашка, я понимала: если я иду в театр – работа на какое-то время становится для меня главной, но если я вернулась домой – то на первом месте, конечно, семья. И никак по-другому. Как можно сказать: сначала – балет, а потом все остальное? Нет! Жертвовать чем-то одним за счет другого? Зачем?
***
– Замечали, чем интереснее хочет казаться женщина, тем более высокие каблуки она надевает. И все-таки балерина была и остается «сверхженщиной». Порой девушки становятся на невероятно высокие шпильки, но на пальцах танцует исключительно артистка балета, летая и паря над обыденностью…
Прима-балерина, конечно, это артистка, обладающая особыми данными: и техническими, и внешними, и координационными. Но помимо этого у нее должна быть харизма, позволяющая ей воздействовать на тысячный зрительный зал своей энергетикой и вести за собой. Именно поэтому она – ведущая балерина. Без сильного актерского начала – ну никак нельзя!
***
– Никогда не задумывалась, что смогу быть репетитором. Помню, к нам приехала Ирина Колпакова (народная артистка СССР, педагог, прима Мариинского театра) – работать над балетом «Спящая красавица». Она-то и сказала Валентину Николаевичу: мол, Таня может репетировать с молодежью. Да, я занималась с артистами, но это были солисты! А в сторону кордебалета и не смотрела никогда! И поначалу мне было безумно тяжело. Спектаклей много, и необходимо было разбираться и понимать, что главное, а что можно отложить на потом, что не так и над чем нужно работать… Однажды пошла к Елизарьеву и говорю: «Я не могу! Девочки все разные!..» И его ответ я помню до сих пор. «Работайте с тем, кто есть. На этой основе занимайтесь, развивайтесь и добивайтесь результатов», – очень четко он меня направил. И эти слова я запомнила на всю жизнь. Теперь я их сама нередко повторяю педагогам-репетиторам.
***
– Легенда белорусского балета? Никогда не понимала этой фразы. Легенда – это ведь фантазия. Я – не вымысел. Честно признаюсь, я никогда не стремилась быть первой. Всегда ставила себя на второе место. Но это свое второе место ценю гораздо больше, нежели первое. Возможно, я бы и хотела, чтобы у меня и рост был выше, и данных было побольше. Но того, чего я добилась в профессии, пожалуй, от меня не ждали даже мои педагоги. Да я и сама никогда не думала, что стану народной артисткой. Я просто делала свое дело. Помню, лето, отпуск. Я в своей квартире, словно Золушка, мою полы. Раздается звонок в дверь. Открываю. На пороге стоит женщина и говорит: «Вам телеграмма. Но вы не пугайтесь! Она хорошая…» Читаю текст: «Поздравляем со званием народной артистки…» А я даже и не предполагала, что такое произойдет в моей судьбе. Просто жила и работала…
(Подготовила Е.Балабанович)