Новости

Балетное лето в Большом

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

ПАРТНЕРЫ

 

 

 


«ЛЕТО» ЛУЧИЛОСЬ ГРАНЯМИ ТАНЦА

 

Фестиваль «Балетное лето в Большом» так стремительно раскрутил колесо творчества, что на зрителя обрушился буквально шквал самых разных эмоций и впечатлений. Практически не ведая выходных дней, главная академическая сцена Минска принимала гостей из Воронежского и Башкирского театров оперы и балета. В пеструю мозаику складывались спектакли «Продавец игрушек» (открывший фестивальную афишу) и два одноактных балета «Арлекинада.new» и «Кармен.new» от воронежцев. На смену им пришли башкирские «Аленький цветочек» и «Легенда о любви».

Остановимся на них чуть подробнее. «Продавец игрушек» на музыку Алексея Шелыгина и «Аленький цветочек» на музыку Владимира Купцова объединяет имя балетмейстера-постановщика Андрея Петрова, а также то, что оба спектакля рассчитаны на семейный просмотр и адресованы они тем родителям, кто желает познакомить своих детей с доброй сказкой, воплощенной средствами сценического искусства без постмодернистских затей. Впрочем, «Продавец игрушек» - не совсем сказка. Сюжет почти детективный придуман автором либретто Виктором Добросоцким. Детвора с любопытством следила за перипетиями поиска сокровищ наследником русского дворянского рода Николя Берски (Иван Негробов), а зрители постарше улыбались колоритным образам Михаила Ветрова (Портрет князя Берского), Максима Данилова (криминальный Профессор), Екатерины Любых (Экскурсовод), Антона Пестехина (Майор Березов), Вадима Мануковского (Официант), Ольги Негробовой (Медсестра) и наслаждались романтикой молодых влюбленных в дуэтах, Николя и Наташи (Марта Луцко).

 

«Арлекинада.new» (на музыку Алексея Айги) и «Кармен.new» (на музыку Жоржа Бизе) в постановке Софьи Гайдуковой увели в иные сферы, философствующие о извечной проблеме психологической совместимости мужского и женского начал. И если в «Арлекинада.new» взаимоотношения носят драматический характер, то в «Кармен.new» дело завершается трагедией. Кармен (Елизавета Корнеева) не просто играет мужскими судьбами, а губит их с той же легкостью и наслаждением, с которыми сдирает с цитруса апельсиновую кожуру. Можно анализировать хореографическую ткань спектаклей, балетмейстерскую идею и концепцию. Здесь кроются явные расхождения во взглядах и повод для дискуссии. Одно не подлежало сомнению – полная самоотдача исполнителей, которые со всей верой в предложенные обстоятельства прожили судьбы своих персонажей. И эта энергичная подача танцовщиков была одобрительно встречена публикой.

 

Бесспорно, первой кульминацией фестиваля стала «Легенда о любви», по достоинству встреченная публикой. Шедевр Григоровича был исполнен башкирскими танцовщиками очень качественно, несмотря на сложности гастрольного проката, в частности, непривычный для артистов наклон планшета. Безупречную графику поз и страстность продемонстрировала Гульсина Мавлюкасова (Мехменэ Бану), она и Рустам Исхаков (Ферхад) – оба великолепны. Лилия Зайнигабдинова проявила развитие характера Ширин от томной лирики, едва оправившейся от болезни до безумной влюбленности мгновенно повзрослевшей принцессы. Сопереживание зрителей своему Визирю вызвал Олег Шайбаков. А Данила Алексеев создал впечатляющий мистический образ Незнакомца-колдуна.

Заслуженный интерес зрителей вызывало «Лебединое озеро» - спектакль Большого театра Беларуси, в котором главные партии исполнили прима балерина Мариинского театра Оксана Скорик (Одетта-Одиллия) и Эвен Капитен. Гостем Капитена можно назвать условно, поскольку он многие годы красовался в белорусской труппе в качестве ее премьера. И лишь недавно танцовщик перебрался на берега Невы, где успешно внедрился в мариинскую труппу «Дома Петипа». Дуэт Капитена и Скорик получился очень поэтичным, красивым. Да и могло ли быть иначе, учитывая прекрасные внешние данные обоих танцовщиков, их свободное владение техникой и зрелость мастерства?!

 

 

Поразительная режиссерская чуткость балетмейстера-постановщика Валентина Елизарьева наполнила старинный «Дон Кихот» замечательными подробностями. Комические, лирические, драматические - они облекли каждую мизансценическую подробность в сочную сценическую форму. При этом дали возможность всем без исключения танцовщикам в полную меру проявить свое актерское дарование. В образе титульного героя Антон Кравченко величав и романтичен. Его Дон Кихот живет в своем мире, а окружающую действительность воспринимает в собственном преломлении. Потому он так увлечен идеальной Дульцинеей, которую готов увидеть в каждой даме и кинуться на ее воображаемую защиту. Санчо Панса у Павла Ушакова - еще тот прохвост и обжора, но он же весельчак, всемерно преданный хозяину. Замечательный образ отца Китри создал Константин Кузнецов. Его трактирщик Лоренцо словно сошел с картины живописца XVI века. Он тучен, усы залихватски заломлены вверх, а кулак тяжел. Папаша гордится своей дочуркой и готовит ей благополучное будущее с богатым мужем. А любовные штучки он не понимает и не приемлет. Владислава Руденко в роли Гамаша трудно забыть и по окончании спектакля. Артист буквально купается в роли, живет в ней по системе Станиславского и видно, как придумывает всякие актерские кунштюки, чтобы обрисовать характер недалекого и пустого щеголя. Партия Уличной танцовщицы очень подошла Елизавете Мусориной, так же, как и Анастасии Ярещенко образ драматически-страстной Цыганки. Андрей Бариев убедителен в роли Эспады. Гибкий, темпераментный, он умело орудует мулетой, превращая ее в пылающее над головой пламя.
Перспективной видится молодая исполнительница партии Дульцинеи Елизавета Привальчук. В этой роли танцовщице нечего особенно играть – ее задача чисто исполнить академическую классику. И воспитаннице Белорусского хореографического колледжа это, в целом, под силу. Невозможно не упомянуть о легкокрылом Амуре Анастасии Волошко или Михаила Борознова в образе Старого цыгана.
Свою долю в успех спектакля внесли Виктория Тренкина и Надежда Филиппова (Подруги Китри). А главные партии исполнили башкирские артисты – Валерия Исаева (Китри) и Рустам Исхаков (Базиль). Они знатоки своего искусства. Разыграли все перипетии сложных отношений влюбленных с почти жизненной достоверностью: ссорились, ревновали, мирились, целовались. Впрочем, эта Китри не давала спуска воздыхателю: открыто надсмехалась над ним, успев отвести ножку от его стремительно ловящей руки, или выдергивая шаль из-под пытающегося сесть Базиля. Технически оба танцовщика показали свою готовность исполнить все то, за что любит публика этот балет: бравуру вращений, динамичные прыжки, разножки и сложные верхние поддержки. Все это в совокупности создало желанную атмосферу праздника.

 

 

Настроение переключила романтическая «Жизель» - недавняя премьера театра, подготовленная Игорем Колбом. Спектакль решен с размахом, помимо многочисленной труппы здесь задействованы две роскошные борзые и белоснежный пони. Запряженный в украшенную цветными лентами телегу, он привезший пару молодоженов. Аполлинария Картавцева и Антон Огродник станцевали не привычное pas de deux на музыку Бургмюллера, а развернули целую хореографическую картину на музыку Адана, использовав лексику обводок, мелких движений, маленьких прыжков и «заносок».


В роли ревнивца Ганса дебютировал опытный артист Антон Кравченко. Кажется, на сей раз артисту выпало воплотить отрицательных персонажей: в «Лебедином озере» пару дней назад он предстал роковым Ротбартом, теперь же оказался причиной трагической развязки. Артист обладает эффектной внешностью, он высок и статен. Мужская ярость охватывала отвергнутого Жизелью воздыхателя, когда он видел девушку в объятиях соперника. Гибель Жизели становилась для Ганса неизбывной трагедией. Когда повелительница ночных призраков упивалась местью, Ганс-Кравченко оказывался беззащитным перед мистической силой Мирты (Марина Вежновец).

На главные партии спектакля пригласили танцовщиков из Берлина. Правда, Ксения Овсянник имеет белорусские корни и какое-то время профессионально обучалась балету в Минске. Не все получилось идеально с точки зрения техники. Второй коварный тур вариации Жизели оказался более устойчивым, чем первый, диагональ подскоков на пуанте (pas ballonné) тоже пришлось выправлять по ходу. Сцена сумасшествия прошла хорошо. Во втором акте Овсянник сумела наполнить танец необходимыми поэтичностью и лиризмом. В роли Альберта Дину Тамазлакару чувствует себя вполне уверенно. Он искренен в актерской игре, темпераментен, надежен в дуэте. Актерская игра вместе с богатой машинерией спектакля – волшебными полетами, возникновениями виллис из-под земли и их таинственными исчезновениями – произвели на публику, судя по финальным аплодисментам, сильное впечатление.

 

 

 

 

Финальную точку поставил большой гала-концерт, поставленный главным балетмейстером театра Игорем Колбом. Согласно его задумке, в программе были представлены разные поколения белорусских солистов, активно задействован кордебалет. Начали с монументальной композиции Валентина Елизарьева «О, фортуна» из вокально-хореографического представления «Carmina Burana» Карла Орфа. Оркестр (дирижер Юрий Караваев), хор (главный хормейстер Нина Ломанович), балет, солисты Людмила Хитрова и Антон Кравченко, поддержанные замечательным оформлением (художник-постановщик Любовь Сидельникова) стали мощным камертоном зачина концертного действа.

Программа строилась блоками: сцена из «Кармен-сюиты» в постановке Альберто Алонсо (Оксана Скорик и Эвен Капитен), Grand pas «Баядерки» (москвичи Дарья Бочкова и Дмитрий Соболевский), «Оживленный сад» из «Корсара» (Марина Вежновец, Виктория Тренкина в окружении артистов кордебалета и учащихся Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа), продолжительный «Трио» Медоры, Конрада и Али из того же балета (Людмила Хитрова, Эвен Капитен, Дмитрий Уксусников), Adagio Одетты и Зигфрида в исполнении солистов Пермского театра оперы и балета Булган Рэнцэндорж и Олега Мангадаева, «Испанский танец», представленный Татьяной Уласень, Анастасией Вилар, Алексеем Бояриновым и Глебом Барабановым, наконец, pas de deux Одиллии-Марины Вежновец и Принца-Константина Белохвостика задержали внимание на «Лебедином озере». Различные жанры хореографии составили пеструю программу дуэтов. «Baroque» на музыку А. Вивальди в постановке Антона Пимонова показали Булган Рэнцэндорж и Олег Мангадаев. «Три карты» сочиненные Юлией Дятко и Константином Кузцецовым (музыка П.И.Чайковского) с полным драматизмом воплотил Дмитрий Уксусников в партнерстве с Надеждой Филипповой. «Сцену у балкона» из «Ромео и Джульетты» в постановке Леонида Лавровского исполнили Дарья Бочкова и Дмитрий Соболевский, ранее сверкнувшие в бравурной классике «Баядерки».

Величие и чистоту искусства в дуэте из «Сотворения мира» Андрея Петрова-Валентина Елизарьева явили Людмила Хитрова и Антон Кравченко.

Похоже, вершины творчества удалось достичь Оксане Скорик. Блистательно исполнившую миниатюру «Лебедь» Сен-Санса – Фокина накрыли шумные изъявления зрительского восторга.

Игорь Колб выступил автором задорной композиции «Влюбленный солдат» (песня Э. Канио и А. Калифано), задействовав помимо танцовщика Владимира Руды, вокалистов Александра Гелаха, Андрея Матюшонка, Виктора Менделева и Александра Михнюка. Еще пуще режиссер разыгрался в финале, использовав Grand pas «Дон Кихота» для безудержного мизансценического баловства. Хореографию он разделил на три пары танцовщиков (Людмила Хитрова - Дмитрий Уксусников, Виктория Тренкина - Владимир Руда, Марина Вежновец - Антон Кравченко) и придумал коллизии «из жизни балетных артистов». Перебить этот «полет фантазии» главного балетмейстера смог лишь ослепительный салют, обрушивший на сцену, кажется, тонны серебряного дождя.

 

 

 

 

 

 

 

Фото: Ирина Малахова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Максов - балетный критик, член Союза театральных деятелей России, Международного Союза музыкальных деятелей, Российской хореографической ассоциации.
Работал в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета в качестве заведующего театральным музеем и на азербайджанском телевидении в качестве сценариста.
С 1979 года является специальным корреспондентом журнала «Советский балет» (ныне – «Балет»).
Автор сценариев телепередач Аз.ТВ о деятелях музыкального театра, а также балетных либретто.
В 1987 году провел Закавказский, а в 1991 году – Всесоюзный конкурс артистов балета и балетмейстеров «Праздник Терпсихоры», являлся председателем организационного комитета и членом жюри.
Создал в Баку и возглавил Центр оперного и балетного искусства.
С 1991 по 1997 гг. – координатор, артистический директор и член жюри фестиваля «Я люблю балет» в Минске. Координатор международных фестивалей хореографии в Уфе и Чебоксарах.
Выступал с лекциями в Victoria Ballet Academi (Торонто).
В настоящее время заведующий литературной частью Московского государственного театра «Русский балет».
Член экспертного совета премии СТД «Гвоздь сезона».

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ